Быстрый переход к готовым работам
|
Состояние и проблемы профессиональных компетенций специалиста в психолого-педагогической литературеПрименение наукоемких автоматизированных процессов, технологизация производства, глобальная информатизация - все это приводит к резкому возрастанию удельного веса диагностических задач и расширению потребности в специалистах среднего звена, сочетающих теоретическую подготовку с практикоориентированными умениями. В условиях автоматизированного производства такие специалисты становятся необходимыми на всех этапах подготовки и реализации производственного процесса - как при внедрении оборудования и технологий, так и в ходе их эксплуатации. В настоящее время расширяется функциональный спектр специалистов среднего звена, повышается их значимость в профессиональноквалификационной структуре кадрового ресурса. Современное производство предъявляет новые требования к содержанию подготовки специалистов среднего звена технического профиля [4, С. 2-7]. Достижению основной цели среднего профессионального образования, заключающейся в подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, способствует реализация компетентностного подхода. Компетентностный подход, как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования, опирается на новые образовательные конструкты «компетентность», «компетенции», которые выступают в качестве центральных понятий современного образования, обладают интегративной природой, так как объединяют знаниевую, навыковую и деятельностную составляющую образования. Рассматриваемые вопросы обозначены в трудах отечественных психологов: П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.Д. Шадрикова, П.М. Эрдниева, И.С. Якиманской и других [38; 47; 48; 196; 207; 210 и др.]. В соответствии с темой исследования определилась необходимость уточнения понятий «профессиональная компетентность» и «профессиональная компетенция». В отечественной педагогике и психологии определение и состав этих понятийных единиц профессионального образования содержатся в работах B. И. Байденко, Г.И. Ибрагимова, В.А. Кальней, А.М. Новикова, М.В. Пожарской, C. Е. Шишова и др. Обратимся к общему понятию «компетентность». До 90-х гг. XX века как в справочной литературе, так и в отечественных педагогических исследованиях употребление термина «компетентность» связывалось с профессиональной компетентностью или компетентностью специалиста. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова понятие «компетентность» не рассматривается, указано только прилагательное: «компетентный - 1) знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области; компетентный специалист; компетентное суждение; 2) обладающий компетенцией» [125, С. 294]. В «Советском энциклопедическом словаре» встречается следующее определение: «Компетенция (от лат. competo — добиваюсь, соответствую, подхожу): 1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) Знания и опыт в той или иной области». Как видим, в русском языке используются два разных слова: компетентность и компетенция, в английском же языке существует только одно: competence, которое в зависимости от контекста означает: 1) способность, умение; 2) компетентность; 3) компетенция. Поскольку идея компетентностного подхода к образованию заимствована из зарубежной практики, то в среде российских педагогов произошло разночтение исходных терминов. Одна часть отечественных педагогов отождествляет понятия «компетентность» и «компетенция», другая не может четко сформулировать различия в них, третья — однозначно их разводит. Из анализа психолого-педагогической литературы следует, что компетентность (от лат. competens — соответствующий) - это глубокое доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков, совокупность знаний, позволяющих судить о чем-либо со знанием дела. ; Компетентность выражается в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать в связи с этим адекватное решение, позволяющее достигнуть практического или иного значимого результата. Компетентность предполагает не столько наличие значительного объема знаний и опыта, сколько умение их актуализировать в процессе реализации своих профессиональных функций и нести личную ответственность за все решения и действия [66, С. 48]. «Компетентность — это не просто обладание знаниями, но скорее потенциальная готовность решать задачи со знанием дела» [153], поэтому компетентность включает в себя, как содержательный (знания), так и процессуальный (умения) компоненты. Все авторы обязательно включают в определение компетентности три компонента: знания, умения и навыки. По мнению В.И. Огарева [124, С. 10], компетентность — категория оценочная, она характеризует человека как субъекта специализированной деятельности в системе общественного развития труда, имея в виду уровень развития его способности выносить квалификационные суждения, принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, планировать и совершать действия, приводящие к рациональному и успешному достижению поставленных целей. Иными словами, под компетентностью понимается устойчивая способность к деятельности со знанием дела. И.Л. Лернер и И.К. Журавлев в книге «Современная дидактика: Теория и практика» определяют компетентность как круг полномочий какого-либо органа или должностного лица или как круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом [93, С. 295]. Лаконичную формулу компетентности дает М.А. Чошанов в методическом пособии «Гибкая технология проблемно-модульного обучения», которая выглядит следующим образом: «компетентность — это мобильность знания + гибкость метода + критичность мышления» [195, С. 19]. Интегративную природу компетентности подчеркивают в своем определении С.Е. Шишов и Н.Г. Агапов: «компетентность - это общая способность и готовность личности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность» [201, С. 60]. Чтобы успешно управлять собой и ситуацией, нужно уметь применять знания системно и в комплексе, то есть привлекать, объединять, суммировать большое число разнообразных компонентов научного знания, относящихся иногда к весьма отдаленным друг от друга областям науки. Таким образом, термин «компетентность» в психолого-педагогической литературе [12; 29; 56; 61; 115 и др.] определяется как: - содержательная характеристика (обширные знания, умения, навыки); - структурная характеристика (уровни профессионального мастерства); - характеристика состояния личности (готовность, способность и т.д.). В контексте нашего исследования мы будем придерживаться определения, данного Э.Ф. Зеером: «Компетентности — это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений» [60, С. 3739]. Он подразделяет компетентности на два уровня, отражающих как содержательно-структурную, так и личностную составляющие понятия. Компетентности теоретического уровня обобщения отражают внутренние связи и отношения предметов и явлений действительности. Их конкретизация выражается в понятиях, законах, принципах. Эмпирические компетентности отражают внешние свойства предметов и явлений. Они имеют прикладной, действенный характер. Конкретизация этого уровня обобщения состоит в словах-терминах, символах, знаках, процессуальных знаниях, иллюстрациях, примерах. И далее Э.Ф. Зеер отмечает «В самом общем виде компетентности можно определить как целостную и систематизированную совокупность обобщенных знаний». Для нашего дальнейшего исследования важно уточнить понятие «профессиональная компетентность», которое рассматривается в педагогической литературе как интегральный показатель качества профессионального образования в контексте его модернизации. По мнению академика РАО А.М. Новикова «профессиональная компетентность (понятие, всё более используемое вместо понятий профессионализм и образованность) подразумевает помимо технологической подготовки (профессионализма) целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания; такие качества мышления, как гибкость, абстрактное, системное и экспериментальное мышление; такие коммуникативные качества, как коммуникабельность, способность к сотрудничеству, умение вести диалог и другие» [113, С. 24]. В.П. Пугачев определяет профессиональную компетентность как техническую подготовленность работника к выполнению профессиональных функций, связанных со специализацией» [143, С. 54]. JI.M. Митина - как «гармоническое сочетание знаний, умений и навыков, а также способов выполнения профессиональной деятельности» [111, С. 59]. Г.С. Никифоров под профессиональной компетентностью понимает «уровень профессиональной подготовки и опыт работы» [121, С. 236]. При этом он указывает, что основой профессиональной компетентности молодого специалиста является фундаментальность образования, обеспечивающая возможность самообразр^ілия, а также определяющая смену стереотипа _довед^ця в с ответствии с социальным заказом общества. • В.А. Адольф рассматривает профессиональную компетентность как интегративную личностную характеристику, которая «проявляется в различной деятельности специалиста, умеющего комфортно жить в обществе и умеющего зарабатывать на жизнь путем деятельности, которая может осуществляться в режиме самозанятости, наемного труда, предпринимательской деятельности» [1]. В Энциклопедии профессионального образования профессиональная компетентность рассматривается через призму системы профессионального начального образования - это «формирование таких профессионально значимых качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовывать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствовать общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования» [205].
В определении профессиональной компетентности, предложенной В.П. Косыревым также детерминируют профессионально значимые качества личности, которые «необходимы для осуществления профессиональной деятельности в рамках определенной компетенции на уровне данной квалификации, способность решать определенную профессионально значимую задачу» [80, С. 34]. Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова и В.М. Шепель считают, что профессиональная компетентность - одна из составляющих профессионализма, в структуре которого выделяются: профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех [57].
Вся работа доступна по ссылке |
|