Быстрый переход к готовым работам
|
Организация и методика проведения экспериментаЭксперимент по проверке эффективности выявленных нами положений по формированию профессиональных компетенций при изучении интегрированных курсов (п.п. 1.3) проводился в Федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Троицкий авиационный технический колледж гражданской авиации». С 2000 года по 2008 год в эксперименте приняло участие 435 студентов, обучающихся по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и 16 преподавателей. Кроме того, в эксперименте участвовали курсанты ФГОУ СПО «Краснокутское летное училище гражданской авиации» (60 человек), студенты ФГОУ СПО «Троицкий энерго-строительный техникум» (45 человек). Таким образом, в эксперименте приняло участие около 556 человек. Констатирующий этап эксперимента предусматривал определение объективных критериев и показателей, на основе которых можно судить о ходе формирования профессиональных компетенций студентов средних профессиональных учебных заведений технического профиля, и выявление уровня сформированности профессиональных компетенций через анкетирование, наблюдение, выполнение практических заданий. На основе полученных данных были разработаны интегрированные курсы и методика их преподавания, имеющие практическую направленность. Исходными данными для констатирующего этапа эксперимента мы взяли результаты исследования, полученные в конце первого года обучения студентов, так как на начало обучения в колледже уровень сформированности профессиональных компетентностей практически равен нулю. Анализ психолого-педагогической литературы [5; 30; 43; 53; 140 и др.], связанной с изучением критериев, и исследований, описанных в первой главе, показал, что все они в той или иной мере отражают структурные компоненты профессиональных компетенций; так как профессиональные компетенции будут сформированы настолько, насколько сформированы их составляющие компоненты. Это позволило нам выявить следующие критерии. Когнитивный критерий включает знания по общепрофессиональным и специальным дисциплинам: владения понятиями, фактами, научной проблематикой, теориями, закономерностями и правилами, методами и процедурами. Показателем по этому критерию является уровень сформированности знаний в области теоретических основ профессиональной деятельности. Мотивационный критерий характеризует положительное отношение к будущей профессиональной деятельности, увлеченность профессией, установки и ценностные ориентации личности студента-выпускника, желание саморазвиваться и самосовершенствоваться. Показателями по данному критерию являются сформированность познавательного, профессионального мотива и направленность на саморазвитие и самосовершенствование. Функциональный критерий отражает умения организовать собственную деятельность и выполнять профессиональные задачи различной степени сложности. Показателями по рассматриваемому критерию формирования профессиональных компетенций являются уровень сформированности деятельностных умений (организационных, информационных и интеллектуальных), обобщенных профессиональных действий и интегрированных профессиональных действий при решении стереотипных, диагностических и эвристических производственных и учебных задач. Рефлексивно-оценочный критерий характеризует умение оценить готовность к принятию обоснованного решения в процессе профессиональной деятельности, оценить результат деятельности, критичность к действиям и умениям. Показателями по данному критерию являются выраженность и способность к рефлексии, уровень развития рефлексивного мышления.
Вся работа доступна по ссылке |
|