У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Основные теоретико—методологические подходы междисциплинарных исследований информационной социализации в постиндустриальную эпоху

В XX век был богат на теоретические и методологические достижения. В этот период было предложено несколько исследовательских конструктов - социальная ситуация (Л.С.Выготский), познавательная ситуация (Э.Г. Юдин) и когнитивная сложность (Дж.Келли). Сочетание этих исследовательских конструктов позволяет осуществить культурно-психологический анализ феномена информационной социализации [Гусельцева, 2010].

Представляется, что исследование феномена информационной социализации, необходимо начать с изучения и анализа феномена культуры. «Культура есть среда, растящая и питающая личность» писал выдающийся отечественный философ начала XX в. П.А. Флоренский. В современном мире категория культуры начинает играть доминирующую роль, а одной из исследовательских парадигм становится культурно-историческая эпистемология. [Гусельцева, 2010].

Разработкой категории культуры и анализом ее содержания и роли в развитии человека и общества в отечественной науке занимались К.Д. Кавелин, А.А. Потебня, Г.Г. Шпет, Л.С. Выготский.

К.Д. Кавелин (1818-1885) был основателем культурно -

психологического анализа отечественной истории. Он соотнес прогресс

культуры с развитием личности. В работе "Задачи психологии" Кавелин

писал, что роль психологии состоит в том, чтобы вооружить общество

знаниями о психических явлениях и о законах деятельности души, направить

развитие нравственности, морального поведения человека. Кавели считал,

что душа есть живая психическая реальность, вырабатывающая из себя под

влиянием окружающего материального мира особый нравственный порядок,

12

 

служащий образцом для преобразования материальных сочетаний. [Ярошевский, 1996]. Личность в своем подходе К.Д. Кавелин рассматривал, с одной стороны, как продукт культурно - исторического развития, а с другой - как творец истории культуры и самого себя. Личность - необходимое условие духовного развития народа. Нравственная личность, для которой искусство играет важную роль в процессе социализации, является источником движения общественной жизни. К.Д. Кавелин показал, что развитие личности протекает не только в контекстах общественной и природной детерминации, но и самодетерминации, «свободы воли», источником которых является рефлексивное углубление в себя, самопознание [Полева, 1998]. Особое внимание Кавелин уделял исследованию культуры. Этнографические исследования привели его к мысли о том, что анализ продуктов народного творчества может являться методом изучения национальной психологии так же, как и анализ продуктов индивидуального творчества способствует изучению индивидуальной психики. Таким образом, он приходит к выводу о возможности объективного опосредованного исследования психики, так как психическая жизнь оставляет во внешнем мире следы, представляющие собой знаки и символы, т.е. продукты культуры. Свойства национальной психики проявляются и в науке, и в религии [Ярошевский, 1996].

А.А. Потебня (1835-1891) был инициатором построения культурно­исторической психологии. Понять развитие личности немыслимо вне анализа культурно-исторического контекста. Потебня старался найти закономерности влияния культуры и народа на личность и, наоборот, влияние личности на культуру и народ. А.А. Потебня разработал оригинальную концепцию языка, основанную на исследовании его психологической природы. По мнению ученого, именно язык обуславливает приемы умственной работы, и разные народы, имеющие разные языки, формируют мысль своим индивидуальным способом. Именно язык является главным фактором, объединяющим людей в народность. «...Психология народов должна показать возможность различия

13

национальных особенностей в строении языка, как следствие общих законов народной жизни» [Потебня, 1993, с.39].

Овладение устной и письменной речью лежит в основе формирования национального сознания и человека и народа в целом и позволяет человеку приобщиться к культуре своего народа. Язык играет огромную роль в осознании человека частью данного народа. Говорить на языке своего народа означает связать свою мысль с мышлением своего племени или народа. Иными словами, овладение языком ведет к осознанию эстетических и нравственных идеалов, поэтому связано с социализацией и инкультурацией личности, хотя и не тождественно этим процессам [Марцинковская, 2010].

Анализируя развития языка, Потебня показывает, что первой ступенью образования слова является простое отражение чувства в звуке, затем идет осознание звука и наконец третья ступень - осознание содержания мысли в звуке. С точки зрения Потебни в каждом слове есть два содержания - объективное, которое заключает один признак предмета, и субъективное, в котором может быть много признаков. Объективное содержание служит формой, в которой сознанию представляется содержание мысли.

Потебня вводит понятие «внутренняя форма слова», которое определяет отношение содержания мысли к сознанию и показывает, как представляется человеку его собственная мысль.

Внутренняя форма только указывает на все богатство чувственного

образа, заключенного в познаваемом предмете и вне связи с ним, т. е. вне

суждения, не имеет смысла. Внутренняя форма важна лишь как символ, как

знак, как заместитель всего многообразия чувственного образа. Этот

чувственный образ воспринимается каждым по-разному в зависимости от его

опыта, а следовательно и слово является лишь знаком, в который каждый

вкладывает субъективное содержание. Содержание слова для каждого

человека различно. Потебня доказывал, что в искусстве образ (внутренняя

форма) более многозначен, чем содержание. Поэтому содержание, которые

мы получаем из произведения, может не совпадать с тем, которое вложил сам

 

художник, но оно всегда обусловлено внутренней формой данного произведения. Таким образом, ценность произведения заключается в его внутренней форме, т.е. в силе и гибкости созданного образа, его способности вступать в новые социальные связи, вызывая эмоции у новых поколений. Гибкий образ может вызывать разные представления, люди могут вкладывать в него различное содержание, поэтому такое произведение не устаревает со временем и вызывает восторг у совершенно разных людей [Марцинковская, 2010].

Также как и Кавелин, Потебня пришел к выводу, что главное в произведении искусства - это его форма, а не содержание, только совершенное по форме произведение может вызывать отклик у зрителей.

Слово помогает понять не только другого человека, но и себя самого. Именно слово является основой самосознания человека, оно выстраивает разрозненные мысли в цельную картину своей жизни (связывает воедино отдельные части жизни) и помогает создать свой собственный образ. Слово служит не просто выражению готовых мыслей, но и является «средством преобразования впечатлений для создания новых мыслей» [Потебня, 1989, с.207].

В социокультурном пространстве люди занимают различные позиции и смотрят на предметы с разных ракурсов, и в разные времена, чувственные образы слов у людей также различны.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/275714.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.