Быстрый переход к готовым работам
|
Информационно-культурологический подходОдна из основных культурологических теорий постиндустриального общества была разработана известным американским социологом Д.Беллом. Теория постиндустриального общества сформировалась в результате всестороннего анализа качественно новой ситуации, сложившейся в 60-е и 70-е годы в развитых индустриальных странах. Целью исследований основоположников теории постиндустриального общества было - обнаружение характерных черт рождающегося нового общества. Постиндустриальное направление выделяет в истории человечества три большие фазы: - Аграрное общество - Индустриальное общество - Постиндустриальное общество Теоретики постиндустриализма определяют постиндустриальное общество как социум, основанный на высоких технологиях. Согласно представлениям Д.Белла информационное общество есть продукт развития постиндустриальной культуры, в которой на фоне машинной технологии поднимается технология интеллектуальная, основанная на информации. В постиндустриальной культуре компьютер, электронные СМИ, сотовые сети и другие информационные технологии становятся ведущими культурными средствами социализации и развития человека. В своей книге «Грядущее постиндустриальное общество» Д.Белл пишет, что постиндустриальное общество основано на услугах, поэтому оно есть «игра между людьми». Главное значение имеют уже не мускульная сила, энергия, а информация. Постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и удобствами [Д.Белл, 1993, 1999]. Особую роль в социальной эволюции Д. Белл отводил знанию. Особый статус научного знания в постиндустриальном обществе позволил последнему эволюционировать в информационное общество. Общественное 21 знание Д.Белл определял как - совокупность факторов или суждений, выражающих аргументированное утверждение или экспериментальный результат, который может быть предан другим людям. Белл выделяет пять типов знаний: 1. Практические знания, которые пригодны для использования в работе, решениях и действиях 2. Интеллектуальные знания 3. Бесполезные или развлекательные знания 4. Духовные знания 5. Нежелательные знания, находящиеся в сфере интересов человека Когда знание в своей систематической форме вовлекается в практическую переработку (в виде изобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знание, а не труд выступает источником развития информационного общества. Таким образом, знания и технологии являются основным ресурсом общества. Говоря о важности изучения собственно психологических аспектов информационной социализации, отметим также значение идей Э.Тоффлера, который выделил несколько этапов в процессе информационной эволюции общества. Он писал о «первой волне» (аграрная цивилизация), «второй волне» (индустриальная цивилизация) и «третьей волне» информационного развития социума [Тоффлер, 1999]. Тоффлер говорит о следующих признаках постиндустриального общества: - Информационный капитал. Знания становятся основой развития общества. - Индивидуализация - Работа. Трансформация «труда» в творчество - Инновационный характер жизни в целом (характерно постоянное обновление)
- Организация. Повышение мобильности и гибкости Инфраструктура. Основная составляющая трансформаций, предполагает постоянное создание и совершенствование самых разных систем информационной связи - Ускорение Тоффлер полагает, что тенденция к унификации породила контртенденцию. Появился запрос на новую технологию. "Информационный взрыв" рассматривается как порождение отживших структур. В своей книге Тоффлер подчеркивает великую роль техники в истории человечества, стремится обрисовать будущее общество как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой технологической базе. Все общественные изменения обуславливаются техническим прогрессом.
Вся работа доступна по ссылке |
|