Быстрый переход к готовым работам
|
Информационно-технологический подходВ последнее время в культурологических исследованиях все чаще используется понятие «Информатизация культуры». В отечественной науке оно было введено в 1990-е гг. философом А.И. Ракитовым, для которого информатизация культуры является одной из ключевых исследовательских проблем. Важным аспектом разработок отечественного философа А.И. Ракитова выступила взаимосвязь между процессами информатизации и модернизацией культуры. В духе постиндустриальных теорий ученый подчеркивал также ведущую роль культуры в эволюции биосферы и в ноосферогенезе [Гусельцева, 2011]. Ракитов подчеркивает, что особую роль в развитии общества играют инновации. «Инновация — это деятельность по принятию и реализации рискованных решений в условиях высокой неопределенности, ориентированная на быстрое достижение целей, конкурентный выигрыш, значительное повышение рентабельности или иную форму выгоды. При этом в структуре инновационной деятельности могут использоваться традиционные и уже известные приемы, навыки, механизмы, но в новой комбинации, в нетривиальных условиях и для решения совершенно иных 24 задач, нежели те, для которых они были созданы» [Ракитов, 1994]. Инновационные процессы в ряде случаев опираются на накопленный опыт и имеющиеся традиции. Для обозначения некого универсального процесса в развитии индустриальных обществ А.И. Ракитов вводит понятие «инновационный цикл» - процесс, объединяющий в себе ряд глубоких взаимосвязанных и взаимообусловливающих инновационных процессов, охватывающий все сферы общества. Такой инновационный цикл оказывает масштабное влияние на трансформацию всей жизни общества. А. И. Ракитов выделял еще один механизм культурогенеза - технологии. Стоит отметить, что ему удалось объединить два подхода: информационно — технологический и информационно — технологический» - в информационно - деятельностный. «В современном значении технология охватывает инструментальную систему (инструменты, машины, технические и транспортные коммуникации), совокупность операционных процедур и систему деятельности, детерминированную инструментальной системой и влияющую на нее, систему управления соответствующей деятельностью, совокупность социальных и экономических последствий, био- и социоэкологическое окружение, информационную среду, в которой эта деятельность осуществляется» [А.Рактитов, 1992, с.5]. в свою очередь информационно-деятельностный подход привел к необходимости изучения менталитета и обращения к культурно- психологическому анализу [Гусельцева, 2011]. Американский ученый Д.С. Робертсон является представителем информационно - деятельностного подхода. Основное внимание ученого уделяется информационным процессам и технологиям. Информация - один из основных способов отражения внешнего мира с помощью различных сигналов и знаков. Информационными процессами считаются обмен, хранение, обработка и трансляция информации. 25 Д.С. Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации (от информационной емкости одного человека (объем 17 бит) до информационного общества с электронной обработкой информации (объем 1025 бит)). По мере развития и углубления познания окружающего мира возникает необходимость не только профессионального, но и самодеятельного интеллектуального творчества, массового приобщения к информационной культуре. Все информационные технологии дополняют привычные сознания и представления об окружающем мире. Поэтому одним из важнейших направлений информационно — деятельностного подхода является организация свободного времени (досуга). Д.С Робертсон делает акцент на усвоение культурно — информационных ценностей, которое может быть стихийным, на основе саморазвития личности, а может быть целенаправленным. Таким образом, возрастает социальная ценность досуга. По мнению Робертсона, информационное общество обладает рядом признаков: - возрастание значения информации как стратегического ресурса развития - разнообразие досуговых технологий - увеличение информационной емкости во всех сферах деятельности человека - широкое использование технологий Однако информационная перенасыщенность затрудняет восприятие окружающей действительности, поэтому целью информационно - деятельностного подхода является ориентировка в потоке информации, просвещение и формирование позитивного мышления.
Вся работа доступна по ссылке |
|