Быстрый переход к готовым работам
|
Современные исследования информационной социализацииВ связи с процессами глобализации, с изменчивостью современной культуры, норм, ценностей и правил поведения людей в мире, пространство социализации современных людей расширилось и усложнилось. В современном мире стремительно увеличивается количество информационных потоков, развиваются новые информационные технологии. Вместе с расширением информационного пространства изменяется и процесс социализации. Телевидение, Интернет, радио, печать играют ведущую роль в построении социального образа мира, охватывая колоссальную аудиторию и преодолевая любые барьеры - государственные, национальные, социальные [Андреева, 2005]. Возросшая плотность информационных потоков, окружающих подростков, позволяет говорить об информационном образе жизни мегаполисов [Марцинковская, 2010а; Прихожан, 2010]. Изменчивость социальных представлений и ценностных ориентаций находит отражение в большом количестве исследований, посвященных анализу социализации и границ активности человека в этом процессе [Фельдштейн, 2003].Особенно важным представляется изучение роли СМИ И СМК в процессе социализации подростков, входящих в современный взрослый мир. Особое внимание изучения информационной социализации связано с тем, что для молодого поколения вступающего в жизнь, процесс становления идентичности (как социальной, так и личностной) совпадает с процессом социализации в целом. Если для старшего поколения стремление к замене утерянных социальных идеалов новыми связано со стремлением к РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА восстановлению нарушенной картины мира, то для подростков - со стремлением к созданию картины своего мира, одновременно похожего и не похожего на мир взрослых, который подростки одновременно считают и своим, и чужим. В этом плане поиск своей личностной уникальности, ее содержания и структуры непосредственно связан с рефлексией жизненных планов, целей и путей самоопределения [Марцинковская, 2010]. Информационная социализация входит в структуру социализации и носит стихийный характер, изучение особенностей этого процесса позволяет конкретизировать представления об общих закономерностях процесса социализации, а также об особенностях в процессе восприятия и переработки разных видов информации, а также влияния на этот процесс индивидуальноличностных и социально-личностных характеристик подростков. В процессе изучения возрастных особенностей информационной социализации подростков мы, прежде всего опирались на понятие социальной ситуации развития, как определяющей характеристики возрастного развития. С точки зрения JI.C. Выготского, социальная ситуация развития рассматривается как система значимых отношений ребенка с окружающей действительностью. Данное понятие включает в себя рассмотрение, как внешних условий, так и внутренних, т.е. характера отношения ребенка к окружающей его действительности. Выделяются внешние и внутренние условия информационной социализации. Э Тоффлер в своей работе «Третья волна» [Тоффлер, 1982] .утверждает, что характер информационного пространства изменяет всю психику человека, «ментальную модель действительности», «склад образов». По его мнению. Переходя от информационного пространства «Первой волны» к информационному пространству «Второй волны» и «Третей волны», мы изменяем свою психику. Основными характеристиками трех видов информационного пространства являются: объем информации, скорость ее изменения, широта и количество источников информации. Автор утверждает, что если для информационного пространства «Первой волны» 41 характерны постоянство, узкий круг источников информации, повторяемость и скудность информации (до наступления эры массмедиа), то «Третья волна» не просто ускоряет информационные потоки, но трансформирует глубинную структуру информации, от которой зависят наши ежедневные действия. Ведущим внутренним условием, определяющим характер информационной социализации, является сфера интересов и переживаний. Теоретическим основанием подобного подхода послужили идеи Г.О. Винокура, Г.Г. Шпета о том, что переживание является посредником между объективным миром культуры и субъективным миром личности. В исследованиях Т.Д. Марцинковской также показана роль социальных и индивидуальных переживаний в процессе социализации, расширение - сужение границ их личностного пространства [Марцинковская, 2010; 2011]. Таким образом, процесс информационной социализации - это двухсторонний процесс, который определяется внешними условиями, в которых развивается подросток, с одной стороны, а с другой стороны, сферой его интересов и значимых структур информационного пространства. Выделяют два основных подхода к исследованию информационной социализации: внешний, изучающий виды и способы подачи информации, и внутренний, изучающий переработку и присваивание информации, к каким последствиям в структуре и поведении личности эта информация приводит. Информационное пространство входит в структуру поля социализации, Под информационным полем понимается конкретный источник или группа источников информации. Источники информации можно разделить на группы по следующим основаниям:
Вся работа доступна по ссылке |
|