Быстрый переход к готовым работам
|
Система контрольно-регламентационных функций государства в отношении христианских деноминацийСистема взаимодействия органов Советского государства в сфере регулирования религиозной сферы СПДР и его положение в системе советских органов власти Органом, осуществляющим «практическое проведение в жизнь политики советского государства» в отношении религии являлся СПДР при Совете министров СССР, созданный в 1965 г, путем объединения Совета по делам РПЦ и Совета по делам религиозных культов. По сравнению с функциями своих предшественников, СПДР согласно «Положению о Совете по делам религий» имел больше контролирующих полномочий, а закрытые инструкции сотрудникам вводили в компетенцию Совета гораздо больше областей деятельности и предоставляли работникам Совета значительно большие полномочия, чем предусматривались официальным нормативным актом[1]. Основная деятельность Совета регулировалась Положением о Совете по делам религий при Совмине СССР,' утвержденном постановлением Совмина СССР от 10 мая 1966 г. № 361 и инструкцией. Изменения-и дополнения в Положение о Совете были внесены в 1980 г. постановлением Совета министров СССР[2]. Центральный аппарат СПДР включал руководство, организационно-инспекторский отдел, отдел по делам православной церкви, отдел по делам мусульманской и буддийской религий, отдел по делам протестантских церквей, отдел по делам римско-католической церкви, отдел по международным связям, отдел по связям с мусульманскими странами, отдел международной информации, отдел статистики и анализа, юридический отдел, первый отдел, общий отдел. В 1980 г. штат Совета был увеличен на 40%. Возглавлял СПДР с 1960 г. по 1985 г. Владимир Алексеевич Куроедов[3]. С 1984 по 1989 тт. -Константин Михайлович Харчев; ‘ с 1989 по 1991 гг. Юрий.НиколаевичХрисгораднов . В исследуемый период Отдел по делам православной церкви возглавлял Г. А. Михайлов[4]; Отдел Католической церкви - Э.С. Галустян; Отдел протестантских церквей - НЛ. Тарасов. В Отделе по делам православной церкви в 1980-е гг. работало шесть человек[5]. В конце 228 1970-начале 1980-х гг. в Отделе начали работать новые сотрудники. М.И. Одинцов проработал в СПДР с 1978 по 1988 гг. Он занимал должности инспектора по культам, старшего инспектора по культам, помощника председателя Совета и отвечал за курирование Православной Церкви во всех союзных республиках за исключением РСФСР и Украины. За Украину в Отделе отвечали два сотрудника, одним из которых был А. Лещинский[6], пришедший работать в Отдел в 1982 г. Характер деятельности СПДР Согласно Положению о деятельности, СПДР осуществлял контроль за соблюдением Консітуции СССР, правильным применением и исполнением законов СССР по вопросам, относящимся к религиям. СПДР должен был проверять соблюдение законодательства религиозными объединениями; правильность применения и исполнения законодательства о культах центральными и местными органами советской власти. В'обязанности Совета входило ведение учета религиозных объединений, молитвенных домов; разработка законодательных проектов в религиозной области; информирование правительства о деятельности религиозных организаций; содействие религиозным организациям в осуществлении международных связей, участиш в борьбе за мир, за укрепление дружбы между народами[7]. В 1980 г. полномочия СПДР были расширены: - была зафиксирована обязательность и окончательность решений СПДР при СМ СССР для республиканских, краевых, областных и др. местных сов. органов о регистрации и снятии с регистрации объединений, об открытии и закрытии молитвенных зданий и домов и по другим вопросам, входящим, в компетенцию ло і Совета ; - за Советом закреплена функция контроля за выполнением законодательства о культах религиозными организациями, служителями культов, - предоставлялось право проверять деятельность местных советских органов и других.организаций республик; - Совету переданы права контроля и рассмотрения жалоб и обращений верующих по нарушению их прав и законодательства Важными полномочиями СПДР и его уполномоченных было «давать религиозным объединениям обязательные предписания об устранениях нарушений законодательства о культах» и «ставить вопрос о привлечении лиц, виновных в нарушении з-ва о 233 культах к дисциплинарной, уголовной или административной ответственности» . СПДР к 1980-м гг. теоретически «замкнул» на себе контроль за религиозной сферой: Совету принадлежало право окончательного решения по всем принципиальным вопросам религиозной шини верующих — регистрации религиозного объединения, передачи в пользование культового здания, аренды помещений для проведения богослужений, ремонта и перестройки молитвенных зданий, проведения религиозных съездов и совещаний - и Совет же получал все письма и жалобы верующих на невозможность организации нормальной церковной жизни. Ниже мы попытаемся выделить прерогативные сферы деятельности СПДР в исследуемый период. Прерогативные направлення деятельности СПДР: - Контроль за соблюдением законодательства о культах. Как уже отмечалось выше, советское законодательство о культах создавалось с цепью максимально ограничить рамки деятельности как религиозных институций, так и отдельных верующих; соответственно и контроль за его выполнением производился с целью не допустить активизации религиозных структур и верующих. На практике, Совет регулярно предпринимал попытки пресекать наиболее грубое «администрирование» и «перегибы» со стороны местных властей, поскольку это «провоцирует религиозный экстремизм». Большую часть переписки СПДР с уполномоченными занимает обсуждение жалоб верующих, в которой СПДР призывает властей ограничить самоуправство. Напр., 31 октября 1979 г. СПДР сделал рассылку уполномоченным «О состоянии работы с письмами, заявлениями и жалобами граждан», в которой фигурировало понятие «незаконно закрытые церкви». Уполномоченным сообщалось, что «ряд уполномоченных СПДР и многие должностные лица местных органов» власти по-прежнему проявляют формальное отношение к заявлениям верующих о регистрации рея об, о возобновлении деятельности незаконно закрытых церквей. Порой их просьбы просто игнорируются, заявления и жалобы либо совсем не рассматриваются, либо отклоняются». Однако далее следовал такой пассаж: «с подателями писем подчас не проводится терпеливой разъяснительной работы, что вызывает 234 поток повторных писем в различные инстанции» . С 1980 г. наблюдается повышенное внимание СПДР к ситуации с выполнением законодательства, что особенно интересно в контексте роста репрессивных действий в отношении верующих с 1979 г.[8] В' 1983 г. Советом были введены новые формы отчетности (№5,6) для уполномоченных, первая из которых должна содержала сведения о нарушениях законодательства о религиозных культах, а вторая - сведения о письмах, заявлениях и жалобах, поступивших от граждан в адрес уполномоченных. В форме № 5 предполагалось внесение сведений о нарушении законодательства и со стороны государственных чиновников. Это, на наш взгляд, является важным показателем того, что государственными органами хотя бы теоретически признавалась возможность нарушений чиновниками прав верующих . Введение отчетности о поступающих письмах, в которой отдельно учитываются повторные обращения, показывает небезразличие служащих Совета к активности верующих в деле защиты своих прав. В этом же году СПДР рассылает документ «О некоторых вопросах организации контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах местными советскими органами». В документе специально оговаривалось, что недопустимо «воспрепятствование проведению молитвенных собраний, исполнению обрядов и другой деятельности религиозных организаций, осуществляемой в соответствии с зак-вом о культах, ограничение или ущемление прав граждан в зависимости от их отношения к религии, а равно применение административных мер в борьбе с религиозной идеологией, оскорбление чувств верующих и духовенства». Властям предлагалось проведение профилактической работы (проведение бесед с верующими и духовенством, применение мер убеждения, общественного воздействия) с тем, чтобы предупредить 237 возможности нарушения законодательства . [1] Еще 15 января 1944 г. инструкция для работников аппарата Совета значительно расширяла круг их деятельности. В их обязанности, в частности, входило «контроль за патриотической работой РПЦ, контроль издательской деятельности Синода, а также деятельности духовно-учебных заведений; организация персонального учета епископата РПЦ». [2] изменения в положение о СПДР при Совмине, утвержденное постановлением Совмина СССР от 10 мая 1966 г. №361 об СПДР от 25 февр. 1980 г. №179. ГАРФ. Ф. 6991. оп.6. 1758. Л.1-2, д. 3886. Л. 57-59. [3] Нам не удалось найти официальных биографических данных В.А. Куроедова. Согласно информации, которую он сообщил в интервью, до 1960 г. он работал заведующим отделом пропаганды ЦК КП Литвы, секретарем Горьковского и Свердловского обкомов партии, был редактором областной газеты в Горьком; затем - заведующим сектором в ЦК КПСС. [4] Выпускник Ивановского пединститута, работал редактором областной молодёжной газеты "Ленинец”, окончил Академию общественных наук при ЦК КПСС, работал лектором обкома партии, уполномоченным Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Ивановской области, затем в аппарате СПДР. В 90-х годах занимался вопросами отношений государства к Церкви в администрации президента, был начальником отдела по связям с религиозными организациями в аппарате правительства, выпустил воспоминания: Михайлов Г. Рядом с церковью: взгляд сквозь годы. [5] Информация по деятельности Отдела получена из интервью, опубликованных с бывшими сотрудниками СПДР в Минин С. «Не искать оправданий бездействию». СПДР: чем он был и нужен ли он сейчас? //НГ- религии. 17 сентября 2008. [6] В 1970-е гг. работал в в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике на территории Троице-Сергиевой лавры. В настоящее время доцент Московского государственного социального университета. [7] Положение о Совете по делам религий при Совете министров СССР, утвержденное постановлением Совета министров СССР от 10 мая 1966 № 361. [8] Так в 1980 г. СПДР делал специальную рассылку уполномоченным: «В информационном отчете СПДР при СМ УССР за 1979г. указано, что в_ области за отчетный период привлечено к ответственности за нарушение законодательства о религиозных культах и за попустительство церковникам должностных лиц. Прошу Вас сообщить в гор. отдел СПДР за какие конкретно факты, кто именно и к какой ответственности был привлечен» - от 19.03.1980. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Л. 13. Д. 1781
Вся работа доступна по ссылке |
|