Быстрый переход к готовым работам
|
Организация медицинской помощи в новых экономических условияхЭкономические, социологические, организационные и специальные медико-профилактические проблемы здравоохранения затрагивают управленческую и функциональную инфраструктуры государственного, регионального и учрежденческого уровней (Osinga М., 1989; Taylor С., Vaughan J. Р., 1989). Здравоохранение обслуживает определенный контингент населения в определённой административной и географической местности (городской и/или сельской). Эта система способствует сохранению здоровья человека и дома, и на рабочем месте, и в общественной жизни. С здравоохранением связаны практически все аспекты деятельности. Она включает всех работников и учреждения здравоохранения, в том числе станции скорой медицинской помощи, амбулатории и поликлиника, больницы, диагностические службы, службы материально - технической поддержки. Все эти составляющие систему здравоохранения элементы нуждаются в эффективной координации, в целях сведения их «...во всеобъемлющий круг восстанавливающих и укрепляющих здоровье профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий ...» (Макаров А.И., 1996). Переход здравоохранения к рыночной экономике без практического опыта в данной области вел к реализации не всегда обоснованных концепций и моделей его функционирования и финансирования (Кучеренко В.З., 1994; Шейман И.М.,1998; Щепин О.П., 1999 и др.). К началу нового тысячелетия постепенно утвердилось мнение о необходимости перехода здравоохранения к принятой в большинстве стран системе медицинского обслуживания на основе общей врачебной практики. Однако, как уже отмечалось, не было единого мнения о конкретных и рациональных механизмах такого перехода. Лишь упомянутый выше приказ Минздрава РФ № 84 (2005 г.) утвердил единый порядок осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача), необходимые учётные формы и порядок отчетности. Как известно, Всемирная организация здравоохранения уделяет особое внимание муниципальному здравоохранению. Его необходимыми компонентами считаются: - санитарно- просветительная работа с отдельными лицами и семьями, которые нуждаются в этом; деятельность общин, которые должны участвовать в определении приоритетов и разработке программ лечебнопрофилактической помощи; -учреждения уровня первого контакта (общая практика, диспансеры, центры здравоохранения и т.д.); -одна или несколько больниц первого лечебно-консультативного уровня в зависимости от страны, величины района, численности его населения. Неравенство в получении и качестве медицинского обслуживания при этом связывают с увеличением численности престарелых и сокращением возможностей ухода за ними в условиях недостатка поддержки со стороны семьи; с ухудшением состояния окружающей среды; с углубляющимся социальным расслоением населения вследствие концентрации производительных сил в городах, но также и с возрастанием сектора платности при оказании медицинской помощи населению. Принципиальные требования ВОЗ к организации здравоохранения заключаются в следующем: охват всего населения, - с этой целью необходима заинтересованность местных органов в решении проблем здравоохранения (это достижимо с помощью информации об окружающей среде, персонале здравоохранения, об эпидемиологической ситуации и научной оценки степени ее неблагополучия для разработки соответствующей политики); здравоохранение должно удовлетворять стандартам качества, выдвигаемыми медицинскими специалистами и финансирующей стороной. При невозможности увеличить объем финансирования здравоохранения, следует находить пути наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и высвобождать дополнительные ресурсы для здравоохранения; ресурсы прежде всего необходимо направлять на создание и укрепление инфраструктуры; важен системный подход с учетом всех факторов, влияющих на здоровье; для осуществления этого подхода необходима координация, которая должна быть не только горизонтальной, но и вертикальной, предусматривающей четкие взаимоотношения между общегосударственной и местной администрацией и ясное представление о том, какой вклад в здравоохранение должны вносить действия центральных и местных органов власти (Зольникова Н.Е., 1997). Всемирной организацией здравоохранения ещё в 1992 г. были разработаны рекомендации странам, осуществляющим политику реформирования здравоохранения. Наиболее актуальные них: а) расширять и предоставлять автономию и ответственность местным системам здравоохранения; б) обеспечивать условия, чтобы финансирование из различных источников способствовало социальной справедливости и равному доступу к медико - профилактической помощи; в) приспосабливать программы подготовки кадров здравоохранения к его потребностям; г) не предоставлять капитальных вложений, если не обеспечено осуществление сопутствующих текущих расходов. Совершенствование системы здравоохранения в нашей стране требует и использования опыта советского социалистического здравоохранения (например, в части государственного централизованного управления и анализа недостатков такого управления, санитарного просвещения и мн. др.). С другой стороны, необходим учёт международного опыта и уже имеющейся реальной практики работы в системе бюджетно-страховой медицины (The Finnish National Strategy, 1987; Morrissy M.A., Alexander J.A., Ohsfeldt R.L., 1990). Для совершенствования системы здравоохранения определенный интерес представляет опыт таких стран континентальной Европы, как Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия (Хмель А.А., 1996). Эти страны с преобладанием бюджетного характера финансирования: они избежали чрезмерной централизации в управлении и финансировании здравоохранения, сохранив его преимущественно на региональном уровне, где лишь незначительная часть населения охвачена частным страхованием здоровья (Макаров А.И., 1995).
Вся работа доступна по ссылке |
|