Быстрый переход к готовым работам
|
Профессиональная подготовка студентов - будущих учителей в системе управления качествомТеоретическое обоснование исследуемой проблемы предполагает не только учёт факторов, влияющих на качество педагогического образования, но и разработку модели профессиональной подготовки учителя для её дальнейшей реализации в системе управления качеством профессиональной подготовки учителя иностранного языка на основе технологического подхода, которая включает в себя определенные базовые компоненты: разработку цели; постановку задач; определение закономерностей, принципов, условий, содержания; разработку предполагаемого результата; определение критериев качества профессиональной подготовки студентов -будущих учителей. Основой для разработки стратегии подготовки учителя в системе управления качеством профессиональной подготовки выступил технологический подход, теоретические основы которого рассматренны в параграфе 1.3. Остановимся на основных положениях и категориях настоящего параграфа. Подготовка это совокупность обобщенных положений - система принципов, задач, компонентов, факторов и особая деятельность по управлению качеством профессиональной подготовки студентов. 119
В толковом словаре В. Даля понятие «система» рассматривается как «порядок расположения частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо в последовательном, связном порядке» [482]. Отечественная наука управления под системой понимается не простая сумма частей, в новое образование, в котором все составные части взаимозависимы и, взаимодействуя друг с другом, образуют новое единое целое, свойства которого не сводятся к свойствам составных частей [261, 68]. В.Ю. Огвоздин [261] отмечает, что «при всем разнообразии системы имеют видовую специфику, организационную структуру и характеризующие их свойства». Структура системы состоит из объектов (субъектов), как части или элементы системы, атрибутов (свойств составляющих объектов), отношения или взаимодействия объединяют систему в целое. В каждой системе присутствует наличие уровней иерархии. Основные свойства системы включают: целостность или взаимообусловленность, внутреннее единство составляющих компонентов системы; совместимость или несовместимость с другими системами; стабильность, устойчивость обратной связи; адаптация, приспособление к окружающей среде, реакция на окружающую среду и ее воздействие [329]. Н.В. Кузьмина отмечает, что «одной из разновидностей социальной системы является педагогическая система - множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей». Генезис педагогической системы зависит от того, на какой элемент (элементы) направлено воздействие: на совершенствование содержания образования, форм, средств и технологий обучения, улучшение материально-технического обеспечения и т.д. Если воздействие осуществлять без системного подхода, локально, то попытка преобразовать педагогическую систему будет не удачной [211]. 120
По мнению В.П. Сергеевой составляющими педагогической системы являются: целевая, содержательная, деятельностная (организационно-управленческая), аналитико-результативная [329]. Целевая составляющая системы включает многообразие целей и задач педагогической деятельности: от цели всестороннего и гармонического развития личности до задач по формированию отдельных качеств личности будущего учителя. Цель - это основной системообразующий фактор, подробно рассмотренный в параграфе 2.1. Содержательная составляющая отражает как общую цель, так и каждую поставленную задачу через содержания образовательной программы и рабочих программ и будет рассмотрена в параграфе 2.3. Деятельностная составляющая определяется как взаимодействие субъект-субъектного характера между педагогом и студентом, их сотрудничество в процессе организации учебной, воспитательной, самостоятельной исследовательской деятельности обучаемых. Подробно деятельностная составляющая будет рассмотрена в 3 главе. Аналитико-результативная составляющая педагогического процесса отражает его эффективность и характеризует результаты в соответствии с поставленной целью. Аналитико-результативная составляющая будет рассмотрена в 4 главе. Характеризуя профессиональную подготовку будущего учителя, мы рассматриваем ее во взаимосвязи целей, задач, закономерностей, принципов, факторов, влияющих на содержание процесса профессиональной подготовки в системе управления качеством (на основе технологического подхода). Теоретико-методологической основой разработки системы профессиональной подготовки будущего учителя стали исследования П.И. Пидкасистого [283], И.П. Подласого [286], Л.М. Митиной [237] о цели обучения, трактуемой как идеальный, сознательно-планируемый результат, в процессе которого происходят изменения в знаниях, качествах, 121
профессиональных компетенциях, обогащаются личные и профессиональные качества. Идею непрерывности, ступенчатости, этапности профессиональной подготовки будущих учителей рассмотрели такие исследователи, как: А.К. Маркова [229], Л.С. Подымова [287], В.П. Сергеева [329] и др. Создание системы профессиональной подготовки будущего учителя -конструктивное средство реализации педагогических идей, образовательных программ и технологий, состоящей из: интеллектуального и духовно- нравсвенного потенциала обучаемых; теоретической подготовки и уровня воспитанности; качества учебных и рабочих программ, УМК и технологий; качества самостоятельной учебной деятельности студентов; качества преподавания; качества инновационной деятельности, качества мониторинга; вуза/факультета; качества материально-технических ресурсов; удовлетворённость участников образовательного процесса его результатами. Проанализированные труды определили направления в проектировании профессиональной подготовки учителя. Главная и конечная цель профессиональной подготовки будущего учителя: ориентация на современные тенденции современного образования; ориентация на закон об образовании РФ, ФГОС; ориентация на современные требования к результатам образования; знание актуальных методов, форм и средств образования и воспитания; формирование активной, самостоятельной, культурной, конкурентоспособной личности будущего профессионала. Конечная цель - стратегия, а стратегия достижения цели определяется тактическими задачами профессиональной подготовки будущего учителя: создание педагогических условий для формирования мотивационной направленности профессиональной деятельности на основе постоянного и последовательного совершенствования знаний и умений, для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов; овладение 122
теоретико-практической основой профессиональной компетенцией; рефлексивно деятельность, направленная на оценку выраженности профессиональной готовности учителя в системе управления качеством подготовки; создание условий для непрерывного образования по совершенствованию профессионально-педагогической деятельности.
Вся работа доступна по ссылке |
|