Быстрый переход к готовым работам
|
Технологический подход в системе управления качеством профессиональной подготовки студентовПонятие «технология» является часто употребляемым термином в педагогике. Можно говорить о том, что педагогическая наука вступила в новую технологическую эпоху. В настоящее время на страницах научных трудов (Андреев Д. [8], Беспалько В.П. [35], Бордовский Г.А. [54], Вербицкий А.А. [86], Гузеев В.В. [128], Иванов Д.А. [161], Кларин М.В. [183], Лернер И.Я. [222], Монахов В.М. [241], Пидкасистый П.И. [282], Подымова Л.С. [287], Полат Е.С. [288], Поташник М.М. [292], Селевко Г.К. [325], [326], Уман А.И. [369] и др.) можно встретить огромное количество сочетаний понятия «технология» с разнообразными дидактическими терминами: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения, технология воспитания, технология общения, технология формирования, модульная технология, технология группового обучения, интерактивная технология, коммуникативная технология и т. д. Большинство авторов вводят собственные определения каждой технологии. Поэтому сегодня нет единого понимания технологии процессов системы образования. 63
Система образования представляет собой сложную структуру, состоящую из органов управления, образовательных учреждений различных типов и уровней, материально-технических объектов, финансовых и человеческих ресурсов. К любой из названных структур (управлению, финансовому, ресурсному обеспечению и др.) может быть применён технологический подход. Как правило, для определения значения сложного заимствованного слова используют его перевод на русский язык. Слово «технология» имеет греческое происхождение и состоит из двух слов «techne» и «logos». Первое в буквальном переводе означает искусство, мастерство, второе - слово, знание, учение. В русском языке за словом «logos» прочно закрепилось значение «наука», поэтому термин «технология» можно перевести как «наука об искусстве» или «наука о мастерстве». Добавляя термин, характеризующий предметную область получаем значение любой технологии. Например, слова «педагогическая технология» должны означать науку о педагогическом искусстве или науку о педагогическом мастерстве. Мастерство рассматривается как высший, творческий уровень освоения определенной деятельности, уникальное явление. Поэтому понятие технологии можно перевести с греческого языка как знание об мастерском выполнении какой-либо деятельности [346], [481]. Но в сознании россиян слово «технология» соотносится не с уникальным проявлением мастерства, а с рутинными операциями, выполняемыми на производстве, а технологичный процесс понимается обычно, как управляемый производственный процесс, состоящий из ряда последовательно выполняемых операций на основе научных закономерностей. В Малом энциклопедическом словаре задачи технологии определяются следующим образом: «... выполнение физических, химических, механических закономерностей с целью использования на 64
практике наиболее экономичных и эффективных производственных процессов» [226]. В производственном контексте определяется также технология и в Новом политехническом словаре: «...1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств и формы исходного объекта в процессе производства объекта - цели; 2) наука о способах воздействия на сырье или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства» [480]. Современный словарь русского языка говорит о технологии следующее: «... 1. Совокупность производственных операций, методов и процессов в определенной отрасли производства, приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и т. п. ... 2. Совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий, методах осуществления каких-либо производственных процессов» [346]. Только педагогический словарь определяет технологию с точки зрения образования: «...новое направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов, представляет собой систему способ, приёмов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности» [481]. Мы видим из приведённых выше определений, что технология прочно связывается с производством. Понятие технологии в его современном понимании появилось в период перехода от мелкого кустарного производства материальных продуктов к крупному промышленному машинному производству. По мнению Р.А. Фатхудинова, необходимость непрерывного гарантированного получения больших партий продукта, обладающего заранее заданными качествами, привела к постановке и исследованию совершенно новых проблем, связанных с детальным изучением свойств исходного сырья и тех изменений, которые с ним происходят на каждом этапе обработки. В результате в производственном процессе выделяется последовательность операций, переводящих объект в 65
заданное промежуточное состояние. Исследуя воздействие каждой операции, меняя параметры внешнего воздействия и последовательность операций, можно разработать схему наиболее эффективного и надежного производственного процесса. Поиск такого процесса может происходить чисто эмпирически, тогда следует говорить об эмпирической технологии, основанной на определенной экспериментальной базе, но не имеющей теоретического обоснования. Такие технологии могут быть достаточно эффективными, но их существенным недостатком является непонимание сущности происходящих процессов, поэтому их кардинальное улучшение возможно лишь благодаря случайному открытию. Большинство же современных промышленных технологий разрабатывается на теоретической основе, при этом и требования к сырью, и содержание каждой операции, и последовательность их осуществления определяются через изучение поведения теоретической модели исходного объекта с последующей экспериментальной проверкой теоретических предсказаний [483]. Технологическая цепочка производства состоит из ряда точно определенных процедур, переводящих объект в заданное состояние. Последовательность таких упорядоченных процедур образует алгоритм выполнения деятельности. Модель производственного процесса в рамках технологического подхода Р.А. Фатхудинов представляет следующим образом. На входе располагается объект (сырье), подлежащий технологической обработке, в результате которой должен быть получен новый объект (продукт) с заранее заданными и точно определенными свойствами. Исходный объект однозначно задается системой свойств (требований к сырью), наличие которых контролируется с помощью стандартизованных средств контроля и измерительных процедур. Очевидно, что контролируются не все свойства сырья, а только те, наличие которых необходимо для получения конечного продукта. Остальные свойства сырья либо не являются существенными, 66
либо играют роль условий, необходимых для направленного преобразования основных свойств. Для преобразования сырья в конечный продукт необходимо осуществить над сырьем управляемый процесс, в результате которого исходный объект, проходя ряд промежуточный состояний, перейдет в требуемое конечное состояние. Если в результате диагностики промежуточного состояния будут обнаружены отклонения от заданного направления протекания процесса, то должны быть осуществлены корректирующие воздействия, возвращающие объект в нужное состояние. Процесс проектируется и осуществляется на основе известных закономерностей, его протекание контролируется в определенных промежуточных состояниях с помощью известных стандартизованных процедур с применением определенных средств диагностики. В результате процесс производства можно многократно воспроизвести, причем это можно сделать не только там, где производство было осуществлено впервые, но и в любой точке земного шара, где можно создать соответствующие условия [483].
Вся работа доступна по ссылке |
|