Быстрый переход к готовым работам
|
Основные факторы, влияющие на качество педагогического образованияНа формирование качества профессионального образования влияет совокупность факторов, установленных нами в результате проведённого анкетирования, которые тесно взаимодействуют между собой. Мы разделили факторы на две группы. Главные факторы оказывают влияние на качество образования в целом. Вторую группу факторов мы отнесли к сопутствующим и рассмотрели возможность влияния этих факторов на качество профессиональной подготовки студентов - будущих учителей. Главными факторами, влияющими на качество педагогического образования являются цель и потенциал образования. Сопутствующими факторами являются: правовое и организационное обеспечение образования, качество образовательных программ, качество рабочих программ дисциплин, научно-методическое обеспечение учебного процесса, материально-техническое обеспечение, качество преподавания, качество воспитательной деятельности, качество самостоятельной работы студентов. Цель отражает направление развития потребностей в определенных образовательных услугах и пронизывает образовательный процесс от начала и до его завершения, проявляется как в государственной политике, так и в поведении каждого субъекта образовательного процесса. Потенциал образования определяет возможность достижения цели с учётом объективных условий и ресурсного обеспечение. Цель и потенциал образования существуют в отдельности для каждой образовательной организации. 89
Вышеназванные факторы являются внешними и внутренними одновременно относительно каждого образовательного учреждения. Внешними факторами являются: государственное управление образованием, т.е. деятельность Министерства образования и науки РФ, нормативно-правовое и организационное обеспечение образовательного процесса (Закон «Об образовании в РФ», ФГОС ВПО и пр.), финансирование образования, представление о качестве образования в обществе и проявление образовательных потребностей на личностном уровне. Вторая группа факторов (внутренние) включает преподавательский состав и студентов, ресурсное и технологическое обеспечение образования. В итоге именно внутренние факторы влияют на качество образовательного процесса и в случае его предоставления и в случае его получения. Качество цели образования. Цель высшего профессионального образования определяется в государственных документах. Как правило, она формулируется как удовлетворение образовательных потребностей личности и общества в высокообразованных и профессионально подготовленных специалистах. Общая цель, которая, в значительной степени должна влиять на качество, но такое влияние проявляется не однозначно. На наш взгляд, данное определение цели профессионального образования архаично. Цель образования - это перспективный образ будущего. Как правило, любая деятельность должна быть целесообразной. Но в определённом смысле цель и результат образовательной деятельности не являются тождественными понятиями. Цель - это направление деятельности, а результат показывает итог деятельности, т.е. цель направлена на достижение определённых результатов. По мнению Э.М. Короткова «...цель образования в общественном отношении - это повышение интеллектуального потенциала общества для ускорения его прогрессивного 90
развития, формирование позитивного общественного сознания, в личном плане - обеспечение благосостояния и социального статуса, свободы и достоинства, уверенности в будущем, удовлетворения от профессиональной деятельности» [203]. Т.е. целью образования является формирование достоинств личности и полная реализация его индивидуального потенциала в процессе профессиональной подготовки. В управлении образовательной организацией о цели часто думают только на стадии написания программ. В дальнейшем деятельность не всегда сверяется с определённой целью и впоследствии о ней часто забывают. Для негосударственного вуза не исключается преобладание комерческои цели, для государственного вуза - студенты должны овладеть знаниями и умениями, актуальность и объем которых определяются преподавателями без участия потребителя. Но цель - это критерий качества. Она определяет стратегию развития образовательного учреждения. Мы полностью согласны с мнением Э.М. Короткова в том, что: «...качество цели образования отражает ее характеристики: определенность; соответствие объективным тенденциям развития образования; общественная значимость; систематизирующая роль; совместимость и интеграция интересов; достижимость; организационный заряд. Инструментом оценки качества цели образования по целостному комплексу ее характеристик может быть социометрический анализ, который показывает разнообразие целевых установок, их взаимосвязь и направленность, общность или противоречивость. И это не только характеристики, но и критерии оценки качества цели, которые могут быть дополнены экспертным ранжированием целевых установок относительно общей цели образования» [203]. Цель является основой концепции образовательной деятельности. Она проявляется в средствах, формах, содержании, методиках, технологии, 91
воспитательном эффекте, в достижении определённых профессиональных компетенций. Современное толкование целей образования коррелирует с традиционной трактовкой целей. Традиционная триада целей уточняется с учётом реалий современности. - Воспитательные цели направлены на достижение личностных принятых в обществе. Достижение личностных результатов образования является приоритетом в современных условиях информационно-образовательной среды. - Развивающие цели направлены на достижение метапредметных рефлексивных и т.д.), а также связаны с развитием определенных мыслительных способностей, без которых студент не сможет эффективно применить полученные знания в практической деятельности. Образовательные цели ориентированы не на получение определённой суммы знаний, а на достижение предметных результатов, которые смогут создать фундамент профессиональной и учебной деятельности и способствуют формированию профессиональной компетенции. Сегодня знания уже не могут удовлетворять образовательные потребности студентов, поскольку они: устаревают быстрее, чем их отражают в учебниках; теряют свою актуальность в силу новых точек зрения и толкования; могут быть получены не традиционно, т.е. в классических формах классно-урочного (аудиторного) взаимодействия «преподаватель - обучающийся - учебник». 92
Ведущие специалисты в области разработки национальных стандартов в странах Европейского и мирового сообщества выделяют в качестве целей обучения «...базовые компетенции, которые в совокупности обеспечивают готовность выпускников различных учебных заведений к адаптации и самореализации в условиях рынка труда. Данные компетенции были зафиксированы как «фундамент» компетенций участниками симпозиума в Берне, который проходил 27-30 марта 1996 года при участии представителей всех европейских стран» [351].
Вся работа доступна по ссылке |
|