Быстрый переход к готовым работам
|
Теоретическое обоснование и дидактические условия профессиональной направленности обучения математике студентов горных факультетов университетовГорное образование - это среднее и высшее техническое образование, подготавливающее специалистов по добыванию полезных ископаемых из земных недр и последующей переработке добытого сырья. Добывание полезных ископаемых известно с древнейших времен. Вначале оно производилось непосредственно на поверхности земли, затем из подземных выработок. Промышленное добывание каменного угля, нефти и газа относится к более позднему времени - к XVII в.н.э. Поэтому, можно сказать, что профессия горняка - наиболее древняя техническая профессия. Возникновение горного образования связано с передачей профессионального опыта поисков и разведки, а также добывания руд, их обогащения и плавки металлов. В XVIII в. и частично в XIX в. горное, геологическое и металлургическое образование составляло единый вид образования. Оно осуществлялось в низших школах для подготовки квалифицированных рабочих и мастеров. В России такие школы были созданы на Олонецком заводе (1713), на Урале (1721). В XVIII веке в связи с бурным развитием горной промышленности возникла необходимость в высшем горном образовании. Первая высшая школа была открыта в 1716 году в городе Остраве (Чехословакия). В 1740 году была создана высшая горная школа в Париже. В 1766 году в г. Фрейберге (ГДР) была открыта горная академия. В России высшее горное училище было учреждено в 1773 году в Петербурге, ныне Санкт-Петербургский государственный горный 16 /
университет им. Г.В.Плеханова. Это высшее учебное заведение сыграло в России и других странах Европы и Азии большую роль в деле подготовки руководящих и научных кадров для всех отраслей горного дела - геологии, поисков и разведки полезных ископаемых, их добывания, обогащения и металлургии. Преподавание в соответствии с Уставом Горного училища (1774) проводилось в специализированных классах: математики, маркшейдерии, химии, механическом, минералогическом, физическом и рисовальном. Первый выпуск горных инженеров широкого профиля из числа бывших студентов московского университета был произведен в 1776 году (по первоначальному плану в Горное училище принимали студентов, получивших начальное образование в Московском университете, владеющих немецким, французским и латинским языками, а также арифметикой, геометрией и начальными основами химии). С января 1834 года утверждено положение о корпусе горных инженеров, и с этого времени в России устанавливается звание «горный инженер». По мере развития промышленности и науки во второй половине XIX века горное образование разделилось на три отрасли:
После Октябрьской революции появилась горная Академия в Москве. Нужды строек первой пятилетки потребовали дальнейшего роста втуза; были созданы на базе Московской горной академии группа новых втузов, в 1930 году открылись горные, металлургические институты в разных районах страны. Преподавание математики в вузах было в основном направлено на развитие способностей будущих инженеров к абстрактному и логическому мышлению. При таком подходе к формированию курса математики основным критерием являлась логическая строгость изложения материала в изучаемых разделах. Этот же принцип был положен в основу построения учебников и учебных пособий. Движение за реформу преподавания математики в 17
технической школе, связанное с утилитарными взглядами, было начато английским инженером Д. Перри, который создал практический «Курс высшей математики для инженеров». В предисловии к этой книге автор указывал: «Инженер не нуждается в умственной гимнастике, которую, например, можно задать себе, упражняясь в конических сечениях или задавая возню с выводами формул высшего анализа... Человек учится пользоваться анализом так же, как он учится владеть долотом при обработке твердых кусков металла, и эту же идею я преследую при обучении инженеров тому, как пользоваться анализом» [131:3]. С конца 40-ых, начала 50-ых годов прошлого столетия наметились тенденции к диалектическому синтезу обоих направлений, связанные, прежде всего, с развитием новых разделов математики. Появились новые учебные пособия, в которых прикладная направленность курса математики усилилась за счет введения элементов линейной и векторной алгебры, теории вероятностей и математической статистики [19]. На современном этапе потребность в специалистах высокого уровня, необходимость учета интереса личности, получающей профессиональную подготовку, ведут к изменениям и пересмотру содержания образования, совершенствованию методов и форм обучения. В связи с этим требует корректировки и математическая подготовка будущих специалистов горного дела. Рассматривая вопросы совершенствования математической подготовки студентов в техническом вузе, Б.В.Гнеденко указывает, что программа математической подготовки инженера должна в первую очередь учитывать не логико-математическую целостность курса, а потребности той специальности, которую выбрали студенты. Однако некоторые общие математические идеи современности должны обязательно войти в любой курс математики, предназначенный для инженера. Прежде всего, в курс математики во втузах должно входить освещение явлений природы и технических процессов и показ того, как их изучение приводит к постановке математических задач и построению новых математических понятий, систематический показ связей 18
излагаемых математических теорий с задачами практики. Это важно для будущего инженера... [41:41]. Обобщение многолетнего опыта преподавания в вузе убедило нас в том, что улучшение качества образования и, в частности, математической подготовки, будущих горных инженеров состоит в:
Вся работа доступна по ссылке |
|