Быстрый переход к готовым работам
|
Методика реализации профессиональной направленности обучения математике, способствующей формированию математической компетентности будущего инженера-горнякаВ данной главе мы хотим рассмотреть методику обучения математике студентов горных факультетов высших учебных заведений на основе использования профессионально-направленных задач при изучении раздела «Дифференциальные уравнения». Дифференциальные уравнения занимают важное место в приложениях математики к различным отраслям, в том числе к горным наукам. При помощи дифференциальных уравнений решаются многие вопросы общепрофессиональных и специальных дисциплин: физики, теоретической механики, сопротивления материалов, аэрологии карьеров, механики подземных сооружений, теории машин и механизмов. Изучение раздела дифференциальных уравнений студентами горных факультетов вузов происходит в третьем семестре, когда ими усвоены основы линейной алгебры, аналитической геометрии, дифференциальное и 94
интегральное исчисления функций одной и нескольких переменных. Поэтому полученные математические знания служат основой для изучения данной темы. Целью обучения будущих горных инженеров дифференциальным уравнениям в условиях профессиональной направленности обучения математике является развитие учебно-познавательной деятельности студентов и формирование их математической компетентности. Это такие цели, как: сформировать базовые знания и умения студентов в области дифференциальных уравнений; сформировать у студентов умения моделировать с помощью дифференциальных уравнений решение профессионально направленных задач, решать эти уравнения и интерпретировать полученные решения; расширить представление студентов о широком диапазоне применения и значении дифференциальных уравнений в решении задач инженерной геологии, сопротивления материалов, теории машин и механизмов, проектирования карьеров, вентиляции шахт, аэрологии карьеров, обогащения полезных ископаемых и обучить приемам решения этих уравнений. Для достижения поставленных целей необходимо выполнение следующих условий: содержание курса дифференциальных уравнений должно быть представлено как целостная теория со своей системой базовых знаний; работа преподавателя должна обеспечивать формирование навыков эвристического, прогностического мышления в системе умений и навыков усвоения целостных математических теорий; преподаватель должен стимулировать восприятие математики как дисциплины профессионально-значимой. Опыт работы в горном факультете университета показывает, что студенты не воспринимают дифференциальные уравнения как аппарат решения профессионально - значимых задач и усваивают тему «Дифференциальные 95
уравнения» на довольно высоком уровне абстракции. Чтобы избежать этого, целесообразно: приводить на лекционных и практических занятиях примеры и задачи, показывающие широкий спектр применения дифференциальных уравнений в учебной и профессиональной деятельности; использовать активные методы обучения, такие как лекция-презентация, лекция-диалог; семинар-презентация, метод проектов, кейс-метод и др.; изложение материала на лекциях и практических занятиях, где это возможно, строить как проблемно-поисковое, предметом которого является вводимый материал.. Рассмотрим методику проведения отдельных лекционных и практических занятий по теме «Дифференциальные уравнения» для студентов горных факультетов университетов. Лекции. Согласно рабочей программы, составленной на основании ГОС ВПО второго поколения по направлению подготовки дипломированных специалистов 090200 — Подземная разработка месторождений полезных ископаемых, 090500 — Открытые горные работы, на изучение раздела «Дифференциальные уравнения» отводится 18 часов лекционных занятий и курс лекций планируется следующим образом:
96
Вся работа доступна по ссылке |
|