У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Местное самоуправление: понятие, основные принципы и проблемы реформирования

Институт местного самоуправления (МСУ) в России начал складываться в первой половине 1990-х гг. Однако специально он не планировался ни политиками, ни теоретиками . Потребность в «идее и институте МСУ» появилась в результате распада СССР. Местное самоуправление в РФ родилось как результат действий различных «центров силы», каждый из которых увидел в нем «нишу» для реализации своих политических и экономических интересов. Их позиции можно представить следующим образом:

По мнению президента России Б:Н. Ельцина, местное самоуправление - это способ минимизировать вред, нанесенный лозунгами М.Горбачева о самоопределении.

С точки зрения «демократов», самоуправление - это «ниша», где КПСС не имела организационных структур и заведомо проигрывала в идеологии.

Представители городов, а также центры субъектов Федерации считали, что с помощью самоуправления можно решить экономические проблемы, получить возможность политического влияния на центральную власть.

«Либералы-рыночники» рассматривали самоуправление как способ передать всю собственность в частные руки, используя для этого городские советы.

Точкой отсчета в создании системы местного самоуправления стал Указ Президента России Б.Н. Ельцина от 26 октября 1993 года «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». В декабре 1993 года в Конституции  РФ   было  записано,   что  народ  осуществляет  свою   власть

3 Вобленко СВ. Как рождалась идея местного самоуправления в РФ и в чем причины нынешнего положения дел с местным самоуправлением // Местное самоуправление в современной России. М:, 2007. С. 17.

13

 

непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления . Таким образом, в России конституционно были закреплены три уровня публичной власти: федеральный, региональный и муниципальный.

Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 1995 года № 1281 была принята «Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления», в которой была поставлена цель - обеспечить становление и развитие, местного самоуправления населения Российской Федерации. В качестве задач в ней определены:

1.   Разработка основ деятельности местного самоуправления, создающих
условия для исполнения его функций.

2. Формирование условий для развития системы местного самоуправления.

3.       Обеспечение постепенного перехода от централизованного
государственного управления к самоуправлению путем передачи
муниципальным образованиям полномочий и ресурсов для самостоятельного
решения вопросов местного значения.

4.    Предоставление правовых, финансовых, ресурсных гарантий прав
местного самоуправления.

Субъекты Федерации приняли свои законодательные акты в сфере местного самоуправления. Был образован Совет по местному самоуправлению при Президенте РФ. Стали действовать Союзы так называемых местных властей РФ: Союз российских городов, Союз-малых городов России, а также другие общественные организации, деятельность которых была направлена на создание и развитие структур местного самоуправления.

Реформа местного самоуправления в 1990-х гг. имела лишь частичный успех5. Ее итогом стало неустойчивое равновесие, которое не устраивало

4 Конституция РФ 1993. М., 1995

5  Гельман  В.,  Рыженков  С,  Белокуроа1 Е.Борисова  Н.   Автономия  или
контроль? Реформа местной власти в городах России, 1991-2001. М.; СПб.,

и

 

никого из заинтересованных акторов. Подобная ситуация не способствовала ни эффективной работе муниципалитетов, ни доверию граждан к органам самоуправления, ни успешному решению местных проблем. Именно поэтому необходимость дальнейших преобразований, в сфере местного самоуправления признавалась в начале 2000-х гг. всеми специалистами . Как писал А.Швецов, «ясно, что в этой сфере грядут серьезные перемены. Неясно только, будут ли они к лучшему» .

В результате был принят новый Федеральный закон о местном самоуправлении. (ФЗ - № 131 от 06.10.2003). Его приоритетом стала бюрократическая-рационализация. Основные идеи закона: определение зон ответственности муниципалитетов, приведение в соответствие круга полномочий' местного самоуправления и его финансовых возможностей, унификация регулирования местного самоуправления в муниципалитетах различного типа и реорганизация структуры самих муниципалитетов.

В истории, теории и практике местного самоуправления сложились несколько основных моделей местного самоуправления: общественная, государственная и смешанная модели. Принципиальное отличие между ними - различная трактовка взаимоотношений местного самоуправления с органами государственной власти. За рубежом они соответственно называются англосаксонской, континентальной (французской) и иберийской (испанской) моделями.

В Великобритании - на родине классических муниципальных форм -сложился тип местного самоуправления, получивший название англосаксонского. Одна из характерных черт этой системы — отсутствие на местах полномочных представителей правительства, опекающих местные

2002. С.45-.

6 Гельман В.Я. Реформы местного самоуправления и «вертикаль. власти» //
Местное самоуправление в современной России. М., 2007. С. 135.

7 Швецов А. Муниципальная реформа: соотношение и эволюция позиций
уровней власти и ветвей власти // Российский экономический журнал. 2001.
№5-6. С.38.

15

 

выборные органы. Муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, которые осуществляют власть, возложенную на них парламентом. В XIX веке в Великобритании утвердился принцип, согласно которому муниципальные органы могут лишь то, что им прямо разрешил закон. Это предопределило роль британского парламента в формировании муниципального права. Правовая база муниципального управления была установлена частными и местными статутами, которые принимал парламент, определяя полномочия муниципальных органов, основы их взаимоотношений с центральными органами власти.

С 1689 по 1832 г. парламентом было принято более 200 таких актов, создавших основу для принятия в 1834 г. закона о попечительстве бедных, который считается актом, положившим начало современной системе местного управления. Этот акт предусматривал создание управленческой системы, которая постоянно работает с оплачиваемым аппаратом и стала основной деятельностью всех местных властей. Муниципалитеты получили право назначать чиновников, проводить различные мероприятия, связанные с ликвидацией нищеты. В 1835 г. актом о муниципальных корпорациях был в основном установлен правовой статус 178 городов Англии и Уэльса. Данный акт предусматривал избрание муниципальных советников, гласность заседаний и т.д. Этим и последующими актами была создана современная система британских муниципальных органов8.

Наряду с англосаксонской системой местного самоуправления в ряде европейских государств возникла муниципальная система, которая в основе своей имеет континентальную (французскую) модель местного управления. Особые принципы организации самоуправления во Франции, заложенные еще в конце XVIII — начале XIX в., существенно отличались от начал, лежащих в основе организации местного самоуправления в Англии.

Баранчиков В.Л. Правовое регулирование организации и деятельности муниципальных органов в Великобритании // Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., 1993. С. 10-24.

16

 

Для Франции всегда была характерна высокая степень централизации местного управления и самоуправления. Это проявлялось в развитии системы административного контроля центральной власти над местными органами, бюрократической субординации в отношениях центра и мест. То есть континентальная модель больше напоминает иерархическую пирамиду, по которой происходит передача различных директив и информации

Наряду с англосаксонской и французской моделями местного самоуправления в качестве самостоятельной муниципальной системы обычно выделяют местное (коммунальное) самоуправление Германии (смешанная модель).

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/435405.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.