У нас уже 22591 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Формирование социально-значимых качеств для профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема

Высокие темпы научно-технического прогресса, экономического развития, усиление инновационных процессов, происходящих во всём мире, требуют подготовки специалистов высокого уровня:    свободно владеющих своей

профессией, разбирающихся в смежных областях знаний, ответственных, обладающих творческим мышлением, инициативных, способных осваивать наукоёмкие технологии, разрабатывать, внедрять, распространять новые конкурентоспособные продукты. Продуктивность профессиональной деятельности опосредована не только производством и техникой, но и личностным потенциалом, профессионально важными и социально значимыми для профессиональной деятельности качествами работника, что выдвигает на первый план развитие человека как главной производительной силы общества [30, 31]. В этой связи необходимо признать актуальность комплексного изучения профессионально важных и социально-значимых для профессиональной деятельности качеств.

Основными задачами данного исследования являются уточнение понятия «социально-значимые качества для профессиональной деятельности» на основе анализа психолого-педагогических исследований, определение социально­значимых качеств для профессиональной деятельности, формируемых в процессе обучения иностранному языку у студентов технического вуза.

На первом этапе исследования рассмотрено теоретическое обоснование определений «психических качеств» и «свойств» личности.

Проанализировав теоретические положения о понятии «личность» и её структуре в работах Б.Г. Ананьева, Э.Ф. Зеера, А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, мы определили, что качества личности — это свойства личности, входящие в её структуру, изменяющиеся в процессе присвоения социального опыта и культурных ценностей, а также выполнения деятельности [13, 14, 69, 93, 125].

Для того чтобы проследить взаимосвязь между профессионально важными и социально значимыми качествами и на основе данных понятий проанализировать компонентный состав социально значимых качеств для профессиональной деятельности нам необходимо уточнить данные понятия.

Проблема формирования и развития профессионально важных качеств личности (далее - ПВК) глубоко исследована учёными - психологами и педагогами, однако имеет место различная трактовка понятий (профессионально важные/профессионально значимые качества); определены разные методологические подходы к пониманию структуры профессионально важных качеств.

Э.Ф. Зеер, Н.Н. Маливанов, В.Д. Шадриков, Р.В. Шрейдер и др. анализируют в своих исследованиях формирование профессионально важных качеств [69, 98, 171, 178]. Исследования О.В. Бондаренко, А.А. Деркач,

А.В. Карповой, Н.В. Кузьминой и др. затрагивают изучение профессионально значимых качеств [39, 40, 60, 92]. Ю.П. Поварёнков разделяет профессионально важные и профессионально значимые качества [127, с.23-24].

Следует отметить: по данным словарей русского языка, слова «важные» и «значимые» являются синонимами, что позволяет пользоваться всем спектром исследований, посвященных изучению профессионально важных и профессионально значимых качеств личности.

Основное внимание при рассмотрении ПВК в психологических исследованиях уделяется психическим процессам, психическим свойствам и личностным особенностям.

В исследованиях              Б.А. Душкова,            А.В. Королева, Б.А. Смирнова

профессионально важные (значимые) качества определяются как «отдельные динамические свойства личности, психические и психомоторные свойства (выраженные уровнем развития соответствующих процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку со стороны определённой профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. Профессионально важные (значимые) качества являются одним из важнейших факторов профессиональной пригодности, они не только косвенно характеризуют определённые способности, но и органически входят в их структуру, развиваясь в процессе обучения и деятельности» [39, с. 24-25].

А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина определяют профессионально значимые качества как «проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Эти особенности, по мнению учёных, включают в себя свойства интеллектуальные (мышление), нравственные (поведение), эмоциональные (чувства), волевые (способность к самоуправлению), организаторские (механизм деятельности)» [60,с. 17].

Ряд исследователей (Н.В. Алишев, А.С. Егоров, Н.П. Ребров) рассматривают профессионально значимые качества «с позиции параметров, по которым производится дробная оценка эффективности и надёжности человеческого звена в системе «человек-машина», «человек-орудие труда» [40, с. 23].

А.В. Карпова под профессионально значимыми качествами подразумевает «профессиональные способности (свойства психических процессов и психомоторные функции, включённые в процесс деятельности и обеспечивающие её эффективность) и характеристики личности, обеспечивающие эффективное выполнение деятельности» [39, с. 25].

Ю.П. Поварёнков разделяет профессионально значимые и профессионально важные качества. По его мнению, «такие индивидуальные качества, как профессиональная направленность, профессиональный опыт, профессиональная одарённость, профессиональное самосознание, характер, темперамент, могут стать профессионально важными качествами, а профессионально значимыми качествами являются профессиональные интересы, профессиональные установки, черты характера» [126, с. 22-23]. Ю.П. Поварёнков приходит к выводу о том, что ПВК-ПЗК — это «системные, интегральные качества человека» [127, с. 24]. Их содержание строится на основе индивидуальных качеств, которые взаимодействуют между собой в режиме взаимодополнения, взаимокомпенсации и взаимодействия, образуя профессионально ориентированные качества. Профессионально значимые качества определяют «отношение человека к профессиональным функциям, степень их принятия, а профессионально важные качества определяют процесс и результат реализации профессиональных задач...». Именно последние, по мнению ученого, «...обеспечивают целеполагание и планирование деятельности, её регулирование в случае необходимости» [127, с. 26].

В работах Э.Ф. Зеера и В.Д. Шадрикова профессионально важные качества названы главнейшей составляющей профессионально-личностного потенциала. Это прежде всего психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. Учёными выделены общие качества, важные для любой профессии: внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль, самостоятельность, выносливость, дисциплинированность [69, 171]. Э.Ф. Зеер, Г.Г. Конев, Э.Э. Сыманюк определяют данные качества как метапрофессиональные, востребованные при выполнении многообразных видов учебно-познавательной и социально-профессиональной деятельности, помогающие специалистам гибко ориентироваться на рынке труда и менее подверженные «старению» под действием социально-экономических факторов [67, 81].

По утверждению Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Ю.П. Поварёнкова и др., формирование профессионально важных качеств происходит в процессе профессионального становления личности, одним из этапов которого является обучение в вузе [69, 79, 101,126].

Если, по мнению Э.Ф. Зеера и Н.Н. Маливанова, профессионально важные качества развиваются неравномерно и гетерохронно, то особенно интенсивно это происходит в процессе обучения и воспитания в вузе. Студенты, приступающие к освоению профессии, обладают индивидуально-психологическими качествами, среди которых выделяются ПВК, которые и определяют успешность освоения профессиональной деятельности. В процессе профессиональной подготовки ПВК все более приспосабливаются к внешним и внутренним условиям, становятся субъективными качествами [69, 98]. Студенты - будущие специалисты « ... участвуют в организационной деятельности, в налаживании отношений, и ценностные, организаторские, коммуникативные качества, необходимые на стадии профессиональной подготовки и профессиональной адаптации, становятся в дальнейшем профессионально значимыми» [177, с. 11].

Категория «социально значимые качества» анализируется авторами педагогических и психологических исследований как качества, свойства личности, которые помогают эффективно адаптироваться в постоянно изменяющихся социальных условиях жизни.

Д.И. Фельдштейн рассматривает развитие личности в тесной взаимосвязи с развитием общества и считает, что «растущий человек становится личностью в той мере, в какой у него формируются социальные качества, определяющие его как общественное существо, члена конкретного общества, сознательного, общественно-ответственного субъекта» [163, с. 8-9]. По мнению учёного, рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно- мотивационной сферы определяют характер формирования в процессе воспитания конкретных черт и качеств личности: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; наличие твёрдых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность взвешивать и размышлять, воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определённый риск и осторожность, избегание ненужного риска. Д.И. Фельдштейн также подчёркивает, что «... выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через её активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности» [163, с. 10].

Г.М. Андреева полагает, что «... социально-психологические качества личности - качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними» [15, с. 156]. Качества, непосредственно проявляющиеся в совместной деятельности, в своей совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в группе. Г.М. Андреева подчёркивает, что «вклад личности в эффективность деятельности группы определяется тем, насколько личность умеет взаимодействовать с другими, сотрудничать с ними, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты, соподчинять другим свой индивидуальный стиль деятельности, воспринимать нововведения и т.д. Во всех этих процессах проявляются определённые качества личности, но они не предстают здесь как элементы, из которых «складывается» личность, а именно, лишь как проявления её в конкретных социальных ситуациях» [15, с. 157].

В диссертационном исследовании Т.А. Бурцевой показано, что формирование социально-значимых качеств личности у студентов во внеаудиторной деятельности - это «... педагогически организованный, целенаправленный процесс создания условий для развития самостоятельности, активности, ответственности и направленности на реализацию студентов в деятельности» [46, с. 24]. Исследователь обращает внимание на то, что вышеперечисленные социально-значимые качества эффективно формируются, если осуществляется непосредственная взаимосвязь аудиторной и внеаудиторной деятельности вуза.

Т.А. Бунакова анализирует сущность и особенности формирования социально-значимых качеств личности в процессе межкультурной коммуникации, выступающей средством формирования социально значимых качеств личности [44].

Социально-значимые качества, необходимые и формирующиеся в процессе межкультурной коммуникации проявляются в умении применять различные методы общения, предвидеть результаты своей деятельности, в способности видеть перспективы развития, понимать другого человека [44].

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/313500.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.