У нас уже 22591 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Педагогический потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык» для формирования социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов технического вуза

Задача реализации инновационного развития пищевой промышленности связана с подготовкой высококвалифицированных кадров промышленных предприятий, которые сегодня уже испытывают нехватку рабочих, инженеров- технологов, менеджеров и администраторов.

Разные специалисты (В.Е. Зеленский, Т.А. Никифирова, М.О. Орлов и др.) отмечают низкий уровень подготовки инженеров для пищевых производств, что

 связано со снижением роли инженера в современном обществе, гибелью научной

школы, «отмиранием» целого ряда инженерных компетенций - менеджерской и экономической [70, 111, 119].

Как отмечают исследователи, подготовка специалистов для пищевой промышленности должна быть направлена на удовлетворение запросов потребителя и бизнес-сообщества. В условиях жесткой конкуренции, связанной с появлением и развитием малого и среднего бизнеса, предоставляющего разнообразные продукты и ингредиенты питания, бизнес-сообщество сталкивается с нехваткой идей по обновлению ассортимента продукции пищевой промышленности и созданию нового оборудования. Поэтому в задачи профессионального образования должны быть включены генерация инновационной информации, поиск новых технологических решений, поиск и создание путей реализации новой пищевой продукции на потребительском рынке [70, 111, 119].

 

Опираясь на вышеперечисленные требования инновационного развития производства, можно говорить о том, что особую значимость приобретает профессиональная подготовка специалистов пищевой промышленности в научно-образовательных комплексах, учебные планы которых отражают все поставленные перед высшим инженерным образованием задачи.

і

На примере существующих программ подготовки студентов по направлениям 260800 «Технология продукции и организация общественного питания» (профиль подготовки «Технология и организация централизованного производства кулинарной продукции и кондитерских изделий»), 151000 «Технологические машины и оборудование» (профиль подготовки «Машины и аппараты пищевых производств») следует проанализировать учебные планы подготовки бакалавров и выявить роль (педагогический потенциал) учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов [159, 160].

Учебные планы по направлениям 260800 «Технология продукции и организация общественного питания» (профиль подготовки «Технология и организация централизованного производства кулинарной продукции и кондитерских изделий»), 151000 «Технологические машины и оборудование» (профиль подготовки «Машины и аппараты пищевых производств») состоят из дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, математического и естественно-научного цикла, а также профессионального цикла, физической культуры, освоение которых позволяет будущему выпускнику успешно работать на предприятиях общественного питания, на машиностроительных предприятиях, выпускающих оборудование для пищевой промышленности. В процессе профессиональной подготовки предусмотрено прохождение учебной и производственной практики, на заключительном этапе итоговой государственной аттестации.

Изучение дисциплин по двум направлениям подготовки способствует формированию общекультурных, профессиональных компетенций у будущего
специалиста и отражает современные походы к организации пищевых предприятий.

Процесс вхождения России в ВТО связан с развитием международных контактов в сфере пищевой промышленности, что приводит, в частности, к появлению в отечественной экономике временных и постоянных международных коллективов. Как результат, в деятельности инженеров возрастает роль профессиональной иноязычной коммуникации и социально-значимых качеств для профессиональной деятельности, относящихся к социальному и профессиональному взаимодействию инженера и общества. Знание иностранного языка становится одним из важнейших элементов профессиональной подготовки современного инженера [111].

Формирование коммуникабельности в работе с профессиональной командой, социальной ответственности за профессиональную деятельность, медиакомпетентности может происходить в процессе изучения различных дисциплин, но на первом и втором курсах обучения ведущую роль играют дисциплины гуманитарного, социального и экономического, математического и естественно-научного циклов:   история, философия, иностранный язык,

социология и политология, математика, информатика, физика, химия. При этом учебная дисциплина «Иностранный язык» обладает педагогическим потенциалом для формирования социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов.

Понятие «потенциал» рассматривается как категория, имеющая в своей основе понимание определённых возможностей, силы, способности, требующие поддержки, страховки, создания благоприятных условий для их раскрытия. В философии «потенциал» определяется как «источник, возможность, средство, запас - то, что может быть использовано для решения какой-либо задачи, достижения определённой цели» [163]. Словарь иностранных слов трактует это понятие как «... совокупность имеющихся средств, возможностей, ресурсов в какой-либо области» [149, с. 187].

В психолого-педагогической литературе существуют различные исследования, посвященные воспитательному и педагогическому потенциалу различных дисциплин. Разные авторы, применяя данные термины, вкладывают в них смысл, близкий к «педагогическому потенциалу», что нашло своё отражение в научных статьях и диссертационных исследованиях. Так, В.М. Певзнер, исследуя педагогический потенциал студенческого самоуправления, определяет его как « ... имплицитно присущую индивидам и группам возможность или способность эффективно осуществлять педагогические функции (воспитательную, образовательную, развивающую) при создании для их реализации условий, мобилизации ресурсов и разносторонней поддержки со стороны различных субъектов социума» [120]. Учебная дисциплина «Иностранный язык» и её педагогический потенциал являются одним из объектов исследования, внимание которому уделяют многие учёные.

Е.Н. Григорьева говорит о педагогическом потенциале учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании социальной компетенции у будущих инженеров, содержание которого заключается:

«... - в сущности языка как социального феномена, основной функцией которого является общение, обмен информацией, межличностное взаимодействие, передача и переработка социального опыта;

-                                                                                                  в содержании используемого языкового материала, включающего в себя следующие составляющие:                           речевые клише (приветствие, благодарность, извинение, просьба, требование), формулы социального этикета (нормы поведения в различных ситуациях), учебные тексты по разделам («Знакомства», «Моя будущая профессия», «Влияние инженерной деятельности на экологию» и

др-);

-                      в возможности использования социальных форм обучения (в микрогруппах, группах, коллективные формы обучения): «мозговые штурмы», дебаты, круглые столы, дискуссии, ролевые игры, выполнение проектов, тренинги и т. д., которые способствуют формированию у будущих инженеров умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми, коммуникативности, ответственности, трудолюбия, инициативности, обмена информацией, прогнозирования и урегулирования конфликтов, организаторских умений и навыков» [59, с. 101-102].

Исследователями М.В. Бакановой, Л.Ю. Боликовой, С.В. Кузнецовой,

О.Ю. Сафоновой доказано на практике, что педагогический потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании социокультурной компетентности представлен тремя аспектами:

-    использованием профессионально-значимой информации для формирования таких качеств личности, как профессиональная направленность, профессионально-коммуникативная компетентность, а также опыта делового общения;

-использованием метода проектов (ролевые, игровые, информационные, творческие, практико-ориентированные проекты) как основного средства повышения положительного отношения к будущей профессии и к изучению иностранного языка;

-    соответствием содержания обучения по профилирующим предметам содержанию программы по иностранному языку [35, с. 125-126].

И.П. Попова полагает, что «... интеграция иностранного языка в область предметов обеспечивает овладение студентами целостной системой научных знаний о профессии, обществе, культуре. Учитывая то, что именно в возрасте 16- ти - 18-ти лет формируется целостная мировоззренческая позиция, проектируется будущее, пути достижения личных и профессиональных перспектив, представляется важным помочь студентам сформировать качества личности, среди которых наиболее востребованными являются ответственность, коммуникативность, инициативность. Включение иностранного языка в область необходимых предметов позволяет реализовать воспитательно-образовательный и развивающий потенциал предмета, с учётом ориентации студентов на область бизнес-образования, что способствует развитию духовной сферы и повышению гуманитарной культуры. Иностранный язык является существенным фактором, не только формирующим личность, но необходимым для разностороннего развития студентов и полноценной реализации их профессиональных интересов. Следовательно, целью иностранного языка становится воспитание, развитие и образование студентов средствами иностранного языка на основе интеграции языковых, культурных, профессиональных знаний» [132, с. 3-4].

И.В. Дерюгина выделяет основные компоненты воспитательного потенциала учебной дисциплины «Иностранный язык»: освоение культуры страны изучаемого языка, характерных для нее норм и системы ценностей; развитие восприятия и понимания прекрасного в искусстве этой страны, развитие эстетических взглядов, чувств, вкусов, потребностей в создании прекрасного, а также развитие бережного и ответственного отношения к культуре; открытость к диалогу культур и приобретение навыков компетентного осуществления межкультурного общения [63, с. 1-3].

По мнению О.А. Батуриной, И.Е. Высотовой, «... учебная дисциплина «Иностранный язык» располагает огромным потенциалом, позволяющим не только подготовить образованного выпускника, но и воспитать его как личность, обладающую общекультурными компетенциями: способного жить в гармонии с собой и бесконфликтно существовать с окружающими за счёт моделирования многогранных межличностных отношений, позволяющих студенту-бакалавру увидеть себя в качестве равноправных представителей общества, объединённых общими интересами и проблемами, использования активных форм и методов обучения, групповых форм работы (составление полилогов, инсценировки, ролевые игры, выполнение групповых проектов, «мозговые штурмы», дебаты, дискуссии и др.), которые способствуют формированию умений и навыков общения, умений и навыков логичного изложения решений, коммуникативности, ответственности, самостоятельности, уверенности в себе» [32, с. 125-126].

Всё вышесказанное позволяет утверждать, что учебная дисциплина «Иностранный язык» обладает образовательным, воспитательным, развивающим потенциалом для формирования личности, в том числе и её социально значимых качеств для профессиональной деятельности, несмотря на то, что чёткое определение границ образовательного, воспитательного и развивающего потенциала вызывает затруднения, детерминированные единством обучения и воспитания в педагогическом процессе (Г.М. Андреева, А.В. Мудрик и др.) [15, 108].

Особое внимание следует уделить анализу тех особенностей образовательного, воспитательного, развивающего потенциала учебной дисциплины «Иностранный язык», которые используются при формировании социально-значимых качеств для профессиональной деятельности студентов.

Образовательный потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык» отражён в рабочих программах дисциплины «Иностранный язык» по направлениям подготовки 260800 «Технология продукции и организация общественного питания» (профиль подготовки «Технология и организация централизованного производства кулинарной продукции и кондитерских изделий»), 151000 «Технологические машины и оборудование» (профиль подготовки «Машины и аппараты пищевых производств»), В основе рабочих программ лежат положения, зафиксированные в современных документах по модернизации высшего профессионального образования:

-    владение иностранным языком является неотъемлемой частью профессиональной подготовки всех специалистов в вузе;

-    курс иностранного языка является многоуровневым и разрабатывается в контексте непрерывного образования;

-    изучение иностранного языка строится на междисциплинарной интегративной основе;

-    обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов [136].

Обязательным условием освоения любой учебной дисциплины является формирование общекультурных, профессиональных компетенций у студентов в соответствии с профессиональными задачами и видами профессиональной деятельности. Их соотношение было представлено в параграфе 1.1 диссертации.

Исходя из содержания видов профессиональной деятельности, типов компетенций, можно определить как общую цель обучения иностранному языку в техническом вузе, так и частные задачи, решаемые в процессе преподавания иностранного языка.

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/313500.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.