Быстрый переход к готовым работам
|
Диагностика сформированности социально-значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов технического вуза на этапе констатирующего экспериментаВ параграфе 1.1. первой главы диссертационного исследования мы обратились к составу компетенций ФГОС ВПО по направлению подготовки 260800 «Технология продукции и организация общественного питания» с квалификацией (степенью) «бакалавр», которые стали основой для выделения в исследовании соответствующих им социально-значимых качеств для профессиональной деятельности (коммуникабельность в работе с профессиональной командой, социальная ответственность за профессиональную деятельность, медиакомпетентность). Установлено, что вышеперечисленные социально-значимые качества для профессиональной деятельности соответствуют профессиональным и общекультурным компетенциям ФГОС ВПО (ПК - 9, ПК - 13, ПК - 19, ПК- 20, ПК- 26, ПК - 29, ПК - 31, ПК - 37; ОК - 1, ОК - 2, ОК - 4, ОК - 5, ОК - 7, ОК - 8), а также группам ключевых компетенций, представленных И.А. Зимней (компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения; компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы; компетенции, относящиеся к деятельности человека), и отвечают теоретическим положениям о том, что «... компетенции, проявляясь в поведении, деятельности человека, становятся его личностными качествами, свойствами. Соответственно, они становятся компетентностями, которые характеризуются и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регуляторными составляющими, наряду с когнитивными характеристиками (знанием) и опытом» [73; 74, с. 15]. Представляя вышеуказанные компетенции как «... актуальные компетентности, включающие такие характеристики, как: а) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); б) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностносмысловой аспект); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности», И.А. Зимняя рассматривает готовность, владение знанием, опыт, отношение, эмоционально-волевую регуляцию в качестве общих ориентированных критериев оценки содержания компетентности [73, 74]. Прежде чем перейти к выявлению критериев и показателей сформированности социально-значимых качеств для профессиональной деятельности, необходимо уточнить содержание данных понятий. В научной литературе «критерий» определяется как «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки»; «показатели - качественные и количественные характеристики отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, совокупность которых отражает их сущностные особенности в статике и динамике», «уровень, как ступень, достигнутая в развитии чего-либо, качественное состояние, степень его развития» [51].
Вся работа доступна по ссылке |
|