У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Письменная речь как вид речевой деятельности

Письменная речь, как и устная, является продуктивным видом речевой деятельности, имеющим целыо передачу информации в соответствии с ситуацией общения. На первый взгляд, разница между двумя видами речевой деятельности - говорением и письмом - заключается только в том, что при устном общении информация передается по слуховому каналу и кодируется в виде звуков, а при письменном общении - по визуальному каналу, в письменной форме. На самом деле письменная речь имеет свои особенности, свое строение и является отдельной речевой функцией.

Современная методика использует два термина: «письмо» и «письменная речь». Под обучением письму обычно понимается обучение технике письма, т.е. графическим и орфографическим навыкам. Письмо - это «овладение графической и орфографической системами языка для фиксирования отдельных слов и предложений», а «умение сочетать эти слова в письменной форме для выражения мысли в соответствии с потребностями общения называют письменной речью» [Крючкова, Мощинская 2011: 402].

По определению Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез, под письмом понимают «продуктивную аналитико-синтетическую деятельность, связанную с порождением и фиксацией письменного теста» [Гальскова, Гез 2008: 247]. Согласно их концепции, при построении письменного текста автор следует, как правило, определенной логической схеме: мотив, цель, предмет, адресат. Эта цепь логических звеньев отражается в семантико-синтаксической и лексико­грамматической структуре текста. Письменная фиксация информации как комплекс сложных речевых умений во многом совпадает с порождением устных высказываний. Пишущий проходит путь от мысли, осознаваемой в форме внутренней речи, к языковым средствам. Отбор лексических единиц и организация их в грамматически оформленные предложения, абзацы и текст осуществляется через этапы выбора, сличения, комбинирования и контроля. Цепочка последовательных речевых действий развертывается при этом в соответствии с коммуникативным намерением автора. Механизм внутренней речи, т.е. составление внутреннего плана или конспекта будущего текста, играет в процессе письма значительную роль.

По утверждению В.Э. Морозова, письменная речь - «это результат выражения мыслей при помощи системы письма определенного языка. В целом письменная речь вторична по отношению к устной. Это значит, что в основном она следует правилам устной речи, но в то же время имеет свои особенности» [Морозов 2007: 15]. По его словам, письменное общение по большей части:

-       дистантно, то есть адресат прочитывает написанное, как правило, в отсутствие адресата;

-       инициативно, так как даже если тот, кто пишет текст, отвечает, например, кому-либо на письмо, всё-таки содержание его ответа не сводится к простой реакции на полученное письмо;

-       по сути всегда монологично;

-       планомерно, потому что в большинстве случаев автор продумывает план того, что он пишет, хотя бы в самых общих чертах и чаще всего имеет возможность внести изменения в написанное;

-       рассчитано на зрительное, обычно отсроченное восприятие, как правило, с возможностью повторного прочтения написанного;

Отсюда вытекает, что письменная речь должна иметь следующие особые качества: 1) точность (по возможности однозначность), 2) глубину, 3) логичность, 4) полноту, 5) композиционную стройность (исключение представляет собой художественная речь, которая может быть намеренно неточной) [Морозов 2007: 16].

По мнению А.Н. Щукина, хотя письмо часто понимается как техническая сторона написания текстов и как процесс и результат выражения мысли с помощью письма, однако с методической точки зрения целесообразно разграничивать эти два вида учебной деятельности, имеющие свои цели и приемы обучения. Вслед за А.Н. Щукином под письмом и письменной речыо понимаем следующее.

Письмо - это техническая сторона фиксации речи, способ составления из букв слов. Такие способы в процессе обладания письмом автоматизируются; следовательно, в основе письма лежат навыки:

-      правильного изображения знаков письма (графические навыки);

-      изображения букв четким, ровным и красивым почерком (каллиграфические навыки);

-      правильного перекодирования звуков {5ечи в адекватные знаки письма (фонетические, орфографические навыки).

Письменная речь - это продуктивный вид речевой деятельности, способность выражать мысли в письменной форме с помощью принятой в языке системы письма (графических знаков) [Щукин 2011:299].

Умение составлять из слов тексты базируется на перечисленных выше навыках письма, а также навыках выбора лексических единиц в соответствии с темой общения (лексические навыки) и выбора грамматических моделей для оформления высказывания (грамматические навыки). Можно сказать, что письмо - это способ общения, а письменная речь - процесс и результат общения, реализуемый в виде текста. Таким образом, письменная речь является не фиксацией устной речи, а имеет свои особенности и механизмы, которые необходимо учитывать при формировании содержания обучения письменной речи. Кроме того, все условия функционирования письменного общения и качества письменной речи обусловливают не только определенную трудность или легкость усвоения, но и специфику работы по обучению письму.

Выделяются разные типы и жанры письменной речи, которые являются объектом изучения и практического применения на занятиях по практике языка. По мнению В.Э. Морозова, жанр письменной речи может быть первичным (фиксация собственной речи) или вторичным (запись чужой речи). Он выделяет следующие особенности письменной речи:

-       письменная речь, используемая в учебных целях (конспект, заметка, изложение, реферат, аннотация, рецензия, эссе, сочинение, план);

-       письменная речь, используемая в профессиональных целях (деловое письмо, контракт, объявление, реклама, отчёт, протокол, деловая записка);

-       письменная речь, используемая для поддержания общения, в форме записок, частных писем, открыток, электронных посланий, телефонных сообщений;

-       письменная речь, используемая в личных целях, в виде дневниковых записей, заметок на память; творческая письменная речь (стихи, рассказы, сценарии) [Морозов 2007:117].

По            мнению   Е.И. Пассова,                          выделяются следующие умения,

необходимые для письменного общения:

-       создавать тексты разного содержания;

-       выражать суждения, комментировать события и факты, используя в письменном тексте аргументы и эмоционально-оценочные языковые средства;

-       создавать вторичные тексты (реферат, аннотация, рецензия);

-       фиксировать фактическую информацию при восприятии устного или печатного текста;

-       делать учебные записи с целью организации собственной речевой деятельности;

-      передавать информацию, содержащуюся в составленном, прослушанном, прочитанном тексте;

-      формулировать главную (основную) мысль текста;

-      сравнивать, сопоставлять факты, содержащиеся в тексте;

-      доказывать какие-либо положения с привлечением аргументов;

-      оценивать факты, полученные в результате общения [Пассов 1989: 212].

А.А. Акишина и О.Е. Каган отмечают, что можно выделить следующие

подходы к обучению письменной речи:

-      Грамматический. Студенты сначала работают с предложением, потом с рядом предложений, потом с абзацами. Они задают вопросы, соединяют предложения, заполняют пропуски. Ошибок мало, так как работа эта механическая. На продвинутом этапе пишутся сочинения и письменно высказываются мнения.

-      Свободный. Главное внимание уделяется количеству, а не качеству письменной речи. Задаются сочинения на свободную или заданную тему. Исправление ошибок минимально, форма не существенна. Главное - вызвать интерес и желание писать.

-      По моделям. Главной чертой этого подхода является организация письма. Студентам предлагаются образцы писем, даются отдельные предложения. Следует сделать из них абзац, добавить или исключить ненужные предложения.

-      Коммуникативный. Требует четкого понимания того, зачем, кому, для кого мы пишем, т. е. нужно хорошо представлять себе адресата.

-      Процессуальный. Уделяется больше внимания процессу написания письма, чем продукту письменной речи. Часто процесс начинается с интеллектуального поиска, в котором участвует вся группа: что вы напишете, какие фразы приведете, как начнете, как закончите? Началу письма предшествует обсуждение в группах, завершающим этапом является редактирование писем друг друга. Черновик обсуждается и комментируется, но ошибки не исправляются [Акишина, Каган 2002: 122].

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/74940.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.