Быстрый переход к готовым работам
|
Этапы и уровни формирования умений и навыков письменной речиАнализ диссертационных работ показал, что обучение письменной речи (на русском языке) как виду речевой деятельности включает: - обучение письму, т.е. графической и орфографической системам языка для записи отдельных слов, словосочетаний, предложений; - формирование навыков фиксировать устную речь с помощью графических знаков; - обучение собственно письменной речи, т.е. умениям сочетать слова в письменной форме, выражения своих мыслей в соответствии с потребностями общения. Обучение письму как виду речевой деятельности состоит из трех компонентов: обучение графике, обучение орфографии и обучение записи [Поляков 2004: 45]. Графика определяет приемы и способы буквенного обозначения звуков речи как таковых, безотносительно к конкретным словам, их формам или морфемам (значимым частям слова), с учетом только характера самих звуков и их положения в словах, характера их окружения. Орфография, как и графика, определяет приемы и способы буквенного обозначения звуков речи, но делает это с учетом конкретных слов в целом, их форм или морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний, соединительных гласных), а также сочетаний и предложений. Запись - это такая учебная деятельность, основное назначение которой состоит в осознании особенностей единиц языка и речи, а следовательно, в лучшем их запоминании. Запись (в отличие от письменной речи) не решает коммуникативных задач и предназначена для самого учащегося, поэтому она может быть экономной, мало развернутой и синтаксически упрощенной. Орфографические правила изучаются учащимися по мере знакомства с соответствующими словами и грамматическими формами: преодоление орфографических трудностей происходит в процессе изучения грамматики, лексики, работы над составом слова [Щукин 2003: 128]. Что касается собственно письменной речи, в полной мере она формируется только к тому времени, когда учащийся овладевает языком на достаточно высоком уровне. Ведь для того, чтобы уметь свободно составлять грамотные тексты на изучаемом языке, надо в совершенстве знать грамматику и владеть большим лексическом запасом, иметь представление о жанрах и типах текстов, освоить различные приемы, благодаря которым текст становится связным и т.д. На начальном этапе письменные тексты студентов очень сильно ограничены изученным лексико-грамматическим материалом. Они часто представляют собой фиксацию устной речи. Сначала студенты, как правило, осваивают такой жанр текста, как описание - это связано с тем, что тексты в большинстве учебников начального этапа представляют собой описание (города, семьи, климата, внешности и характера человека) [Щукин 2003: 129]. Со временем учащиеся осваивают жанр повествования и затем переходят к наиболее сложному жанру - рассуждению (учатся выражать свою точку зрения, приводить аргументы, примеры и т.д.). Как уже отмечалось выше, совокупность приобретенных знаний, навыков, умений определяется этапом и целью обучения. По мнению Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез, основным содержанием обучения письменной речи является написание учащимися собственных текстов. По окончании обучения на начальной ступени должны быть сформированы элементарные умения самостоятельного решения коммуникативнопознавательных задач в письменной речи. На материале предложений и несложных текстов учащиеся должны научиться: - поздравлять с праздниками, днем рождения; - правильно писать свое имя, имя адресата, дату и адрес; - начинать и заканчивать письмо; - использовать печатный текст как основу для составления плана, вопросов и др.; - описывать несложные рисунки в учебнике. На начальном этапе обучения учащиеся должны продемонстрировать умение создавать письменное монологическое высказывание: - на предложенную тему; - на основе прочитанного или прослушанного текста. Тип предъявляемого текста: повествование, описание, сообщение. Это могут быть также тексты смешанного типа с элементами рассуждения. Текст может содержать 5% незнакомых учащимся слов. Объем предъявляемого текста - 700 слов. Создаваемый текст в виде изложения, сочинения должен быть оформлен в соответствии с нормами языка и содержать 20-25 предложений. Рекомендуется использовать тексты учебно-профессионального и социально-культурного содержания. Учащиеся должны продемонстрировать к концу обучения на подготовительном факультете умения написать сочинение на предложенную тему, передать в виде изложения содержание текста, составить план, конспект прочитанного либо прослушанного текста. На основном этапе обучения учащиеся должны продемонстрировать умение: - создавать письменные тексты на основе прочитанного/прослушанного текста, демонстрируя способности выделять в тексте основную информацию, проводить компрессию текста путем исключения второстепенной информации, создавать конспект, резюме; - создавать собственный письменный текст, относящийся к учебной, социально-культурной и официально-деловой сферам общения (сочинение, заявление, объяснительная записка и т. д.). На продвинутом этапе обучения достигается профессиональный уровень владения навыками и умениями письма, характерный для выпускника магистратуры. В рамках модуля «Филология» учащиеся в области письменной коммуникации должны уметь: - записывать основную информацию при прослушивании монологического высказывания; - составлять рефераты (монографический и обзорный), резюме; - писать научную работу (курсовая, дипломная); - писать рецензию с элементами лингвостилистического анализа художественного текста; - написать или заполнить деловую бумагу: заявление, объяснительную записку, анкету, автобиографию, протокол и т. д.;
- оформлять научный текст в соответствии с требованиями жанра (цитировать источники, оформлять справочно-библиографический аппарат научной работы). В программе для студентов-филологов предусматривается также умение сделать адекватный письменный перевод информационного сообщения (без словаря), научной статьи (со словарем) с русского языка на родной и с родного на русский, отрывка из художественного текста средней трудности на родной язык. Объем предъявляемых текстов: для реферата-обзора - 600 слов, для рецензии - 600-650 слов. Объем продуцируемого текста: реферата - 300 слов, сочинения - около 600 слов [Гальскова, Гез 2008].
Вся работа доступна по ссылке |
|