Быстрый переход к готовым работам
|
Педагогические средства формирования готовности курсантов к научно-исследовательской деятельностиРезультативность формирования готовности курсантов к научно-исследовательской деятельности определяется не только условиями, но и педагогическими средствами, совокупность которых должны быть внедрены в процесс профессиональной подготовки военной образовательной организации высшего образования. Проанализируем характеристику, сущность и структуру педагогических средств формирования готовности курсантов к научно-исследовательской деятельности в данном параграфе более подробно. Чтобы процесс разработки педагогических средств формирования готовности курсантов к научно-исследовательской деятельности достиг определенной нами цели, прежде чем переходить к анализу сконструированных нами педагогических средств, необходимо осмыслить семантику словосочетания «педагогические средства». В педагогике под педагогическими средствами понимают материальные объекты и предметы духовной культуры, необходимые для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса, а также развития обучаемых; предметное сопровождение процесса обучения и воспитания, а также различная деятельность, к которой привлекают учащихся [32]. Понятие средства используется для обозначения одного из компонентов деятельности педагога и обучаемых наряду с другими компонентами педагогического процесса [121]. И.Т. Фролов под средствами понимает совокупность всех вещественных элементов, которые человек использует для воздействия на предмет собственной деятельности, с целью развития уже имеющихся или формировании новых характеристик [136]. Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекают в образовательный процесс в качестве носителей информации и
59 образовательного процесса [115]; учебник, в котором материально фиксируется последовательность организации основных элементов учебного процесса; учебники и деятельность учащегося и преподавателя [55]; учебник как информационное средство и методика обучения [117]. Различные авторы [19;77;96;120] в своих исследованиях выделяют следующие функции средств обучения: – наглядность; – информативность; – компенсаторность; – адаптивность; – адекватность; – интегративность; – инструментальная функция; – мотивационная функция и др. Т.С. Назарова и Е.С. Полат [77] в своих работах видят перспективы функциональных возможностей (принцип полифункциональности), создании интерактивности).
60 Объекты, выполняющие функцию средства обучения, классифицируются по разным основаниям: по их свойствам; по субъектам деятельности; по влиянию на качество знаний и развитие различных способностей; по их эффективности в педагогическом процессе [121]. По субъекту деятельности средства можно условно разделить на средства преподавания и средства учения. Первые имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции педагога [121]. Средства обучения выполняют следующие функции: – передача информации; – контроль знаний; – формирование практических навыков; – самообучение [5]. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся: учебники и учебные пособия; таблицы, модели, макеты и другие средства наглядности; учебно-технические средства; учебно-лабораторное оборудование; помещения, мебель, микроклимат; расписание занятий, режим питания и другие материально-технические условия обучения. Идеальные средства обучения - те усвоенные ранее знания, умения, которые используют педагоги и курсанты для усвоения новых знаний; орудие освоения культурного наследия новых культурных ценностей. Идеальные средства в форме материализации используются первоначально для общения, в речи педагога и курсантов как краткое, символическое обозначение объектов [121]. В педагогической науке существуют множество других классификаций средств обучения. Например, В. Оконь предлагает следующую классификацию средств обучения: 1. Простые средства: – словесные средства: учебники и другие печатные тексты; – простые визуальные средства: оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, карты.
61 2. Сложные средства: – механические визуальные средства, позволяющие передавать изображения с помощью технических устройств (например, фотоаппарата, диаскопа, эпидиаскопа, микроскопа, телескопа и др.); – аудиальные средства, позволяющие передавать звуки и шумы с помощью проигрывателя, магнитофона или радио и др.; – аудиовизуальные средства, объединяющие изображение со звуком: звуковой фильм, телевидение, видеотелефоны, видеомагнитофоны и др.; – средства, автоматизирующие процесс обучения [91].
Вся работа доступна по ссылке |
|