У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Философские, социологические и психологические проблемы пола

Проблема пола имеет существенные методологические основания, И.А. Семакина проведя анализ имеющихся философских направлений понимания сущности пола (экзистенциализм, русская религиозная философия, постмодернизм), пришла к выводу, что проблема «раскола» пола не решается ни в экзистенциальной философии Ж.-П. Сартра и А-Камю (так как основанием половых отношений является желание обладать другим, изначальный конфликт Я и Другого); ни в постмодернизме Ж. Дерида, М. Фуко, где половое неравенство утверждается и закрепляется властным дискурсом «мужской культуры». Русская религиозная философия делает акцент на том, что разрыв пола должен быть преодолен не через снятие половых различий, а через любовь, выступающую как высшая форма единения полов, обретая которую человек становится индивидуальностью (161).

В основании конфликтности половых отношений и противопоставления полов JLA. Семакина выделяет несколько причин.

Первая причина состоит в противоречии между самосознанием, представлением о себе как о «Я» и половой идентификацией, осуществляемой через образ противоположного пола и предполагает рефлексию в отношении своего пола и осознание в процессе «духовного общения» смысла и сущности единства полов.

Противоречие между «желанием быть Я» и «нежеланием быть Я», которые характеризуют сущность мужчины и женщины, являются второй причиной. В отличие от мужчины, женщина ощущает свое существование только тогда, когда у нее есть и принят ее внутренним миром мужчина как объект любви. Отношение женщины к любви универсальное, она вкладывает в любовь всю полноту своей природы, а мужчина не так зависим от любви. Притязания женской любви так безмерны, что никогда не могут быть выполнены мужчиной. Мужчине любовь приносит не меньше разочарования, раня несоответствием образа женщины с красотой вечной женственности.

20

 

Таким образом, как женщина не может состояться как таковая по причине идеализации мужчины, так и мужчина не может реализовать себя в мужском качестве, если чрезмерно идеализирует женский образ.

Третья причина - это проблема властных отношений, вызывающая конфликт, когда одна из сторон не соглашается признавать за другим право на обладание.

Четвертая причина являет собой негативную интерпретацию ил и негативное моделирование будущих отношений или совместного существования мужчины и женщины.

По мнению И.А. Семакиной, в рамках философского анализа причины раскола пола связаны с ложными способами самоопределения Я в процессе половой самоидентификации и негативным моделированием совместного бытия (161).

Отечественные авторы (И.К. Каширская, И.В. Грошев, И.С. Клецина) отмечают, что, несмотря на многочисленность психологических и педагогических исследований по проблеме половой дифференциации, на данный момент не существует интегральной теории полового развития человека, что вызвано большим разнообразием взглядов на психологию половых различий и на факторы, их формирующие (46, 70). В основном диалог о детерминации половых различий осуществляется в рамках двух парадигм: социокультурной и социобиологической, В рамках социобиологической парадигмы половая дифференциация рассматривается как универсальный биологический процесс, который культура только оформляет (3, Фрейд, Э. Эриксоп, Р. Ассаджиоле), в социокультурной парадигме - как результат социализации, осуществляемый через освоения мужчинами и женщинами полоспецифических социальных ролей (У. Джемс, Дж. Мид, Т. Лукман) (46,70).

Основную роль в половой дифференциации поведения социобиологическая концепция приписывает биологическим факторам, эмоциям и бессознательному подражанию и считает основным ее механизмом     идентификацию    ребенка    с    родителем    своего    пола,

21

 

происходящую на фаллической стадии развития. Центральной в данной теории является идея становления личности ребенка в процессе его психосексуального развития (3. Фрейд, Р. Сире, Э. Эриксон).

Психоанализ основывается на представлении о превосходстве мужчины над женщиной и о диаметральной противоположности мужской и женской модели. Коли для мужского поведения характерны агрессивность, решительность, стремление к достижению, способность к творческой деятельности, то для женщин - пассивность, нерешительности отсутствие логического мышления, эмоциональность. Только следование данным моделям, по мнению 3. Фрейда, может обеспечить гармоничное и полноценное развитие личности и формирование нормальной половой идентичности (149).

По теории Э. Эриксона свою биологическую неполноценность осознает мужчина, а не женщина (в отличие от позиций фрейдизма). По его мнению, тендерная идентичность окончательно формируется в возрасте 5-7 лет, а в дальнейшем происходит ее развитие и содержательное насыщение за счет «опытов и практик». В юности осуществляется сознательная идентификация с культурной средой, которая, как правило, транслирует традиционные стереотипы мужских и женских ролей, делая невидимым реализацию тендера.

Представители теории социального научения (Л, Бандура, Л, Сербии) утверждают, что формирование полоролевого поведения зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают его поведению родители. Типичное для пола поведение определяется как поведение, которое вознаграждается по-разному, в зависимости от соответствия полу. Дети предпочитают вести себя согласно модели своего пола, так как их за это больше вознаграждают и меньше критикуют (145).

С позиции социокультурного подхода (У. Джемс, Т. Лукман, Дж. Г, Мид) идентификация осуществляется через «процесс называния» и помещение себя в социально сконструированные категории. Идентичность трактуется как «социально     создаваемое,     социально     поддерживаемое     и     социально

22

 

трансформируемое» образование, ее формирование происходит на уровне межличностного взаимодействия и ограничивается рамками социального опыта человека (146).

С точки зрения когнитивизма (Л. Кольберг, Г Мартин) в качестве основного фактора полоролевой социализации выступает активное структурирование ребенком собственного опыта и получаемой от взрослых информации, а также понимание им своей половой принадлежности и осознания ее необратимости. Представители когнитивизма считают, что формирование половой роли связано с существующими в данной культуре полоролевыми стереотипами и самокатегоризацией, т,е,, причислением себя к определенному полу. В процессе полоролевого развития ребенок узнает о существовании двух полов, включает себя в один из них в процессе половой типизации и на основе самоопределения регулирует свое поведение (48, 182).

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/304434.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.