У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Сущность и особенности полоролевой социализации детей дошкольного возраста

Половое воспитание является одним из факторов полоролевой социализации- В психолого-педагогических исследованиях, посвященных изучению проблемы пола, отмечается терминологическая неопределенность данного феномена как в социально-психологическом, так и в педагогическом аспектах.

Применительно к дошкольному возрасту в отечественной психологии и педагогике принято оперировать термином «полоролевая социализация» введенным в категориальный аппарат науки И.СКоном и рассматриваемым в отечественной психологии как процесс и результат общего и психосексуального развития, обусловленный конкретными социальными условиями, в ходе которого происходит усвоение в соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентации и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола в рамках данной культуры (Я.Л. Коломинский, МХМелтсас, В.Е.Каган, ТАРегшна, Е.А.Конышева, 63, 80, 84, 93, 149)- Процесс вхождения ребенка в психосексуальную культуру общества осуществляется под влиянием целого ряда факторов, институтов социализации (в терминологии И.СКона «агентов социализации»): семьи, сообщества сверстников, искусства, средств массовой информации, воспитания как целенаправленного проводника культурных устоев общества. Социализирующее влияние указанных факторов хотя и совокупно, но в разные половозрастные периоды неравномерно, один из них может иметь доминирующее значение в развитии личности как представителя пола,

В соответствии с современными концепциями развития личности полоролевая социализация может быть представлена как процесс вхождения мальчика и девочки в новую социальную общность, обуславливающий определенный статус сына и дочери, внука и внучки и т.п. (МБ.Колясникова, И.СЛСон, В.С.Мерлин, Л.И.Столярчук и др.). По их мнению при благоприятно

50

 

складывающихся обстоятельствах этот процесс проходит три взаимообусловленные фазы- Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм, овладение соответствующими средствами и формами деятельности, характерными для мальчика и девочки. Вторая фаза (индивидуальная) порождается противоречием между необходимостью «быть такими как все» в соответствии с закрепленным при рождении гражданским полом и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности и развитием качеств маскулинности и фемининности. Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своим и особенностями и отличиями в обществе как представитель того или иного пола, с одной стороны, и потребностью общественности принять, одобрить и культивировать его индивидуальные особенности согласно половой роли, которая передается индивиду «с молоком матери» и закрепляется в процессе полоролевой социализации - с другой стороны (112).

Проблема генезиса полоролевой социализации рассматривается разными авторами. Так ТА.Репина выделяет три этапа в процессе половой социали­зации.

1-й этап — осуществление половой идентификации. Научаясь различать мужчину и женщину, девочку и мальчика и знать, какого рода поведение характеризует каждого из них, ребенок причисляет себя к мужскому или женскому полу, к мальчикам или девочкам.

2-й этап — формирование половых предпочтений в различных сферах деятельности и жизни. Этот этап тесно связан с первым, так как для того, чтобы возникли полоролевые предпочтения, ребенок должен знать, в чем заключаются различия в поведении людей разного пола.

3-й этап — овладение поведением в соответствии с полоролевыми стандартами и формирование некоторых психических половых особенностей.

51

 

Автор отмечает, что второй и третий этапы могут сосуществовать вместе (155).

Исследователи Л.В.Коломийченко и О.В.Прозуменшк описывают динамику полоролевого развития ребенка в раннем и дошкольном детстве более детально (78).

При рождении у ребенка определяется его акушерский, паспортный или гражданский пол- Генитальная внешность новорожденного задает определенную программу реагирования взрослым (в духе какой половой роли он должен воспитываться) — пол воспитания. С этого момента начинается процесс полоролевого развития. Ребенок становится объектом и субъектом полоролевой социализации,

К полутора годам формируется первичная половая идентичность, в основе которой лежит знание своей половой принадлежности на номинативном уровне. Не выделяя себя среди других и не называя себя «Я», ребенок уже знает, кто он - мальчик или девочка, ориентируется на требования соответствующей половой роли (предпочтения в одежде и игрушках для своего пола, подражание в манере поведения). Мнения психологов относительно того, какое из начал - биологическое, психологическое или социальное -детерминирует такую картину развития ребенка раннего возраста, различны и даже противоречивы. В исследованиях Д.ЛХэхЧпсон и Ф.Г.Хэмпсон показано, что ориентация на половую роль не является врожденной. Если биологическое изменение пола происходит в течение первого года жизни, переадаптация необходима только для родителей (149), Психологическое изменение пола позже полутора лет, по мнению Я.Л.Коломинского и М.Х.Мелтсас, может быть существенно затруднено (80).

Таким образом, можно сделать вывод, что первичная половая идентичность является наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания.

От полутора до пяти-шести лет ребенок осваивает свою половую роль и знакомится с различиями полов. Интенсивное освоение половых ролей и

52

 

полоролевого репертуара обеспечивают; разъяснения взрослых, прямо ин­структирующих ребенка, и их реакции на соответствие или несоответствие его поведения этим инструкциям; наблюдения за поведением людей разного пола; оценки взрослых и сверстников степени проявления мужественности и женственности ребенка; влияние мужских и женских литературных и телевизионных образов; жизненный опыт дошкольника и др.

На этом этапе у дошкольника обнаруживается действие всех известных механизмов социального развития человека; подражания, идентификации, социального контроля, моделирования, социальной ингибиции, социальной фассилитации, рефлексии и др.

К трем годам ребенок овладевает категорией «Я», которая сливается с осознанием своей половой принадлежности, то есть формируется базовая половая идентичность. Половой категоризации усвоения полоролевых представлений способствуют и процессы идентификации «физического Я», которые сами по себе не окрашены исходно сексуальностью, но описываются в качестве сексуальных проявлений, В это время появляются первые вопросы о появлении ребенка на свет. Интерес к телесному устройству и деторождению наблюдается у всех нормально развивающихся детей, а удовлетворение его отвечает познавательной активности ребенка и входит необходимой частью в процесс полоролевой ориентации (И,С,Кон, В.Е.Каган и др.).

Полоролевые представления и предпочтения неустойчивы. Лишь немногие дети этого возраста моїут мотивировать свои ответы и рассказать о различиях полов. Ребенок все еще полагает, что в силу каких-либо обстоя­тельств пол возможно изменить.

В возрасте от трех до пяти-шести лет осуществляется половая идентификация ребенка с родителями своего пола (В.С.Мухина, Л.Ф.Обухова, А.ИЛахаров, Т.А.Репина), которая в пять-шесть лет приобретает характер ролевой идентификации (А.КЗахаров, 56), Идентификация с ролью рассматривается как способность ребенка, представляя себя на месте родителя или другого значимого человека  своего  пола,  воспроизводить  его  образ

53

 

действий. Мотивациопный механизм ролевой идентификации с родителями того же пола, по мнению ЛВ.Коломийченко, О.В.Прозументик, заключается в потребности исполнения полотипизированной роли в общении со сверстниками, то есть в стремлении соответствовать образцам адекватному полу поведения с тем, чтобы быть принятым среди сверстников и чувствовать себя компетентным и уверенным в их среде, В этих условиях родители выступают как необходимая и доступная модель идентификации.

Необратимость половой принадлежности теперь уже осознается ребенком, что, вероятно, стимулирует процесс дифференциации интересов, деятельности и формирования полоролевых установок (78), Половая дифференциация способствует возникновению двух подструктур в группе детского сада - группы девочек и группы мальчиков. В группе сверстников своего пола ребенок получает возможность осознать полоролевые различия и апробировать освоенную половую роль в среде себе равных людей (150).

Ребенок уже более активно и настойчиво интересуется проблемой деторождения, размышляет и стремится получить ответы на вопросы: откуда берутся дети, как они попадают к маме в живот, как оттуда выходят, какую роль в процессе деторождения играет папа. Источниками информации являются родители и сверстники,

К концу шестого года жизни ребенок овладевает половой ролью (идентичностью), которая выражается единством сознания и переживания себя как носителя половой роли и проявляется в характерных для людей того или иного пола способах поведения, у него формируется системная половая иден­тичность (В.С.Каган). В основе полоролевой идентичности, согласно В.Е. Кагану, лежит «адаптационный образ Я» как представителя определенного пола. «Адаптационный образ Я» преимущественно складывается под влиянием бытующих в обществе стереотипов мужественности-женственности. Со­держание освоенной половой роли в большей мере является отражением той полоролевой парадигмы, которая существует в обществе в виде незыблемьтх ценностей, норм и стандартов мужского и женского поведения (Т.А.Репина,

54

 

ВА.Абраменкова, Л.В.Коломийченко, О.В.Прозументик, Н.Ю.Юдина). Старшие дошкольники склонны выделять, прежде всего, то, что разделяет эти роли, а не то, что их сближает.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/304434.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.