У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Институты гражданского общества в современной России

В современной науке получили распространение, по меньшей мере, две ос­новных трактовки (узкая и широкая) структуры гражданского общества. При узкой трактовке гражданское общество, «представляя собой автономную от государства сферу самоорганизации граждан, ... включает в себя два типа ин-

57

статутов: политические партии и группы интересов. Отличие данных институ­тов заключается в том, что если политические партии образуются вокруг ши­роких социальных интересов с целью их реализации посредством выдвижения своих кандидатов на выборах и возложения на себя ответственности за дея­тельность правительства, то группы интересов формируются вокруг партику­лярных интересов с целью их реализации либо путем самостоятельных дейст­вий группы, либо посредством обращения к органам государства»[1].

При широкой трактовке, которой придерживается многочисленная группа исследователей гражданского общества[2], его институтами принято считать следующие организации, явления и процессы:

  1. добровольные, саморегулируемые общности людей некоммерческого и коммерческого характера:
  •  партии, иные общественные организации /объединения/, в том числе про­фессиональные, творческие, ветеранские, культурные, спортивные, этниче­ские, конфессиональные, женские, молодежные, экологические, экспертные;
  •  группы интересов[3];
  •  потребительские и производственные кооперативы, хозяйственные обще­ства и товарищества;
  •  общественное (местное) самоуправление;
  1.  не публично-властные экономические, социальные, культурные, духов- но-нравственные и прочие отношения, прямо и косвенно обусловленные част­ной хозяйственной и нехозяйственной жизнедеятельностью граждан (домохо­зяйств), урегулированные не правовыми нормами, закрепленными законами, иными нормативными правовыми актами, а моралью, обычаями, традициями;
  2.  независимые адвокатура, средства массовой информации, частная воен­ная и правоохранительная деятельность[4];
  3.  официальное признание и надлежащая правовая охрана демократических ценностей, основных прав и свобод человека и гражданина, социально­ориентированного рыночного уклада в экономике, гражданских инициатив, благотворительности;
  4.  гражданская культура, основанная на демократической политической культуре.

На наш взгляд, безусловно, в широкой трактовке авторы стремятся рас­крыть как можно больше явлений и процессов, имеющих непосредственное отношение к гражданскому обществу, и в этом ее достоинство. Так, авторы пишут, что наиболее востребованным в современной России структурным элементом (институтом) гражданского общества является гражданская куль­тура, фундаментом которой, в свою очередь, выступает демократическая по­литическая культура (демократия - власть большинства при максимально воз­можном учете мнения меньшинства; разделение властей и т.п.)[5].

Но такая трактовка исходит из специфического (некатегориального) толко­вания самого понятия «социальный институт». Если обратиться к социологи­ческому определению данного понятия, то социальный институт - «это устой­чивая форма социальной практики, включающая совокупность ценностей, норм, статусов, социальных связей, организаций, с помощью которых органи­зуется общественная жизнь и обеспечивается стабильность общества»[6]. Лю­бой институт характеризуется как внешней (учреждения, организации), так и внутренней (ценности, нормы, стандарты поведения) стороной. Поэтому пред­ставляется не совсем корректным в связи с этим выделять гражданскую куль­туру в виде института гражданского общества (какая организационная струк­тура в действительности ее репрезентирует?).

Для целей настоящего исследования более подходит первая из названных трактовок, тем более, что многое из перечисленного в широкой трактовке мо­жет быть включено либо в организации, либо в группы интересов. Остановим­ся на этом более подробно.

Существует огромное множество различных объединений граждан (и не только граждан): партии, общественные организации, общественные объеди­нения (движения), организации общественной самодеятельности (самоуправ­ления) и др. Нередко все они охватываются общей дефиницией «обществен­ные организации и объединения», хотя во многих странах современного мира создание, функционирование и прекращение деятельности партий регулиру­ются специальными нормативными правовыми актами, а сами партии рас­сматриваются в политологии отдельно, по причине их особой роли в функ­ционировании политической системы общества и системы общественных от­ношений в целом.

Иногда понятие «общественные организации (объединения, ассоциации)» применяется только к непартийным объединениям граждан, хотя некоторые их разновидности тоже подвергаются особому правовому регулированию (на­пример, профсоюзы). Различные виды общественных объединений играют не­одинаковую роль в политике, а некоторые (например, общества и организации филателистов, любителей пива или футбольных фанатов) вообще не имеют прямого отношения к политике как таковой, но при некоторых условиях могут быть политизированы.

Если исследовать современный политический процесс, то нетрудно заме­тить, что многие общественные организации и объединения формально непо­литического характера постепенно политизируются, становятся участниками реальной политики (международной или внутренней, военной или экологиче­ской, непосредственно или опосредованно связанной с безопасностью и пр.)[7]. Так, повсеместно наблюдается возрастание участия в политическом процессе религиозных объединений и движений, при том, что конституции содержат специальные положения о светском характере государства и(или) отделении церкви от государства. К тому же действующее законодательство разных стран не унифицировано: в одних государствах неполитическим объединени­ям официально не разрешено заниматься политической деятельностью - для этого создаются только партии; в других, законодатель, напротив, декларирует деятельное, ответственное и пр. участие профсоюзов и других общественных объединений в политическом процессе, обеспечении жизнедеятельности госу­дарства и общества.

Впервые общественные объединения и организации стали рассматриваться как результат действия различных групп индивидов в трудах А.Бентли, кото­рый в «Процессе управления»[8] вышел за рамки формального, институцио­нального подхода, господствовавшего ранее, и подчеркнул необходимость ис­следования не только политико-правовых норм и идей, но также групп и орга­низаций, на деле контролирующих публичную власть. Тем самым, было по­ложено начало целому направлению политико-правовой науки, которое исхо­дило из групповой природы политики, включающей взаимодействие государ­ства и гражданского общества. В свою очередь, гражданское общество было представлено не только индивидами, но, в первую очередь, их объединениями, которые могли лоббировать свои интересы и оказывать давление на публич­ную власть. К сожалению, «интересы нации, социальных групп, личности и их защита часто лишь декларируются в программах и лозунгах различных пар­тий, движений, организаций и т.д., отчасти для идеологического воздействия на сознание людей, а отчасти для успокоения собственного самолюбия»[9].

Классификация общественных объединений и организаций довольно слож­на из-за их многообразия. В наиболее общем виде принято различать: общест­венные организации; общественные объединения (движения) и учреждения общественной самодеятельности (фонды, клубы, представительства).

Общественные организации, по общему правилу, должны иметь фиксиро­ванное членство, избираемые на форумах (съездах, конференциях) руководя­щие органы, устав и учреждаются в организационно-правовой форме неком­мерческих организаций.

Общественные объединения (движения) либо не имеют фиксированного членства, либо состоят из коллективных членов - иных общественных объеди­нений и(или) организаций, нередко дополняемых индивидуальными членами (лидерами), которыми могут быть известные общественные и государствен­ные деятели. Общественные объединения могут иметь устав, руководящие ор­ганы, обычно состоящие из лидеров и назначенных на паритетных началах представителей коллективных членов.

Как институт гражданского общества общественные объединения являются формой обеспечения баланса публичных, корпоративно-групповых, частных и др. интересов на основе динамического взаимодействия с властными институ­тами. Роль государства в данном контексте, как отмечает А.В.Павроз, «сво­дится к функции независимого и незаинтересованного арбитра, призванного поддерживать "правила игры", сохранять равновесие среди соперничающих групп, обеспечивать им равный доступ к процессам выработки политики и фиксировать в своих решениях достигнутый баланс интересов, что позволяет общественным объединениям стать гарантом их признания, обеспечения, реа­лизации и защиты»[10].

Социально-экономические, социально-культурные и иные организации и объединения граждан (ассоциации, союзы, фронты и пр.) чрезвычайно разно­образны. Это профсоюзы, крестьянские (фермерские) ассоциации и коопера­тивы, союзы (объединения) промышленников и предпринимателей, культур­ные общества, союзы потребителей, женские и молодежные организации, эко­логические, благотворительные, спортивные общества (фонды, клубы) и т.п. В форме общественных организаций создаются торгово-промышленные, ремес­ленные, крестьянские (фермерские) палаты. В странах Африки существуют племенные объединения, в Индии - кастовые общества, которые во многих иных государствах официально запрещены.

Так, массовые социально-экономические и культурные объединения, как правило, непосредственно участвуют в политической жизни, в частности, вы­двигают своих кандидатов на общегосударственных и местных выборах. Они не ставят своей целью извлечение прибыли, однако могут заниматься пред­принимательством, иной не запрещенной законом деятельностью исключи­тельно для обеспечения своих нужд. Основная цель таких организаций - удов­летворение и защита социальных, профессиональных, экономических, куль­турных и иных интересов их членов. Осуществляя соответствующие функции, некоторые массовые объединения граждан оказывают давление на публичную (государственную, местную) власть, в том числе путем организации демонст­раций, забастовок, пикетирования.

 

[1] Габриелян О.А., Гуторов В.А., Кальной И.И., Колесников В.В., Лопушанский И.Н. и др. Граждан­ское общество: истоки и современность /Науч. ред.: И.И.Кальной, И.Н.Лопушанский. - СПб., 2006. - С.186.

[2] Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии //Полис. - 1992. - №4; Ба- жинов М.А. Гражданское общество и местное самоуправление: опыт концептуального анализа //Вестник МГУ. Сер.12. Политические науки. - 2002. - №4; Витюк В.В. Становление идеи граждан­ского общества и ее историческая эволюция. - М., 1995; Замбровский Б .Я. К вопросу о формирова­нии гражданского общества и правового государства //Социально-политические науки. -1991. - №6; Каган М.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы //Социально­гуманитарные знания. - 2000. - №6; Кока Ю. Европейское гражданское общество: исторические корни и современные перспективы на Востоке и Западе /Пер. с нем. С.Шамхаловой //Неприкосновенный запас. - 2003. - №2 (28); Коэн Дж., Арато Э. Гражданское общество и полити­ческая теория /Пер. с англ. - М., 2003; Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы //Правоведение. - 1995. - №3; Ненашев М.П. Гражданское общество России и роль в его становлении общественных объединений: Автореф. дис... канд. полит, наук. - М., 2001; Одинцова

А.В. Гражданское общество: взгляд экономиста //Государство и право. - 1992. - №8; Ступишин В.П. Гражданское общество и демократическое государство //Общественные науки. - 1990. - №1; Шмит- тер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии //Политические исследо­вания. - 1996. - №5; Ярулин И.Ф. Развитие институтов гражданского общества в условиях социаль­ных трансформаций: Автореф. дис... докт. полит, наук. - СПб., 1998.

[3] Подробнее см.: Красильщиков А.В. Политический капитал экономических организаций совре­менной России //Бизнес в законе. - 2008. - №1; Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Груп­пы интересов и российское государство. - М., 1999.

[4] «После окончания "холодной войны" в мире сформировалась индустрия частных военных опера­ций (privatized military operations industry), ставшая, по мнению многих экспертов,... новым "бизнес- обликом войны"... Частные военные операции сегодня являются неотъемлемым элементом глобаль­ного проецирования силы Соединенных Штатов Америки, а правительство США является круп­нейшим и основным клиентом такой индустрии в мире» //Новикова Д.О. Проблема использования частных военно-охранных компаний при проведении военных операций США //Мир и согласие. - 2010. - №1(42). - С.68-69. См. также: Балуева Д. Приватизация силовых функций государства: како­вы перспективы? //Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - №3; Уэсселер Р. Война как услуга. - М., 2007.

[5] Подробнее см.: Левин А. Оценки ролевых опасностей и желание жить в другой стране //Вестник общественного мнения. - 2004. - №2; Паренти М. Демократия для избранных /Пер. с англ.

В.Н.Горбатенко. - М., 2006.

[6] Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. - М., 1999. - С.192.

[7] Например, широко известное международное общественное экологическое движение «Greenpeace» («Зеленый мир»).

[8] Bentley A. Process of Government: A Stady of Social Pressures. New Brunswick - London, 1995.

[9] Остапенко A.C. Общественные объединения в контексте «демократии участия»: диалог граждан­ского общества и государства //Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - №8. -

С.3-5.

[10] Павроз А.В. Группы интересов и лоббизм в политике. - СПб., 2006. - С.44.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/421020.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.