У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Структура языковой личности

В структуре языковой личности предлагается выделять три уровня:

1)                      вербально-семантический, основным содержанием которого яв­ляется ассоциативно-вербальная сеть (ABC),

2)                      тезаурусный (когнитивный), связанный с построением иерархи­чески скоординированных семантических полей, образующих картину мира,

3)                      мотивационный (прагматический), включающий сферы общения, коммуникативные ситуации, коммуникативные роли, т.е. коммуникатив­ную сеть [Караулов, 1987, с. 54-62].

При исследовании языковой личности на первый план выдвигаются интеллектуальные характеристики личности. Как отмечает Ю. Н. Карау­лов, начиная именно с интеллектуального, или тезаурусного уровня и сле­дует говорить о становлении языковой личности, поскольку “только начи­ная с этого уровня оказывается возможным индивидуальный выбор, лич­ностное предпочтение одного понятия другому” [Караулов, 1987, с. 53]. Таким образом, первым уровнем ее исследования является “выявление, установление иерархии смыслов и ценностей в ее картине мира, в ее те­заурусе” [Караулов, 1987, с. 36]. Что касается вербально-семантического уровня ЯЛ, то он, будучи выраженным в ABC, является общим для всех носителей данного языка, точнее ABC как сеть-слов-которыми-владеет- один-носитель идентична сети-носителей-каждый-со-своим-словом, что и позволяет считать вербальный уровень “нулевым” в структуре ЯЛ. Такое понимание ABC “снимает парадокс существования языка: язык существу­ет внутри одного носителя в виде языковой способности (индивидуально присвоенная ABC) и одновременно язык существует между носителями, в коллективе - в виде суммы, совокупности единиц и правил” [Караулов, 1993, с. 178]. Подробное описание ABC и ее функционирования в качестве “нулевого” уровня ЯЛ представлено в книге Ю. Н. Караулова “Ассоциа­тивная грамматика русского языка”.

В содержании же тезаурусного уровня можно выделить две состав­ляющие: 1) национально-культурную доминанту - единую, инвариантную часть общей картины мира, 2) переменную, вариативную часть картины мира, “специфическую для данной личности и неповторимую” [Караулов, 1987, с. 37]. Наличие национально-культурной доминанты в структуре ЯЛ каждого русского человека позволяет говорить о существовании общерус­ского языкового типа, достаточно подробное описание которого представ­лено в работе Ю. Н. Караулова “Русский язык и языковая личность”. Со­гласно концепции Караулова, общерусский языковой тип составляют “та­кие системно-структурные черты языкового строя, которые, будучи про­несены через историческое время и эволюционируя в нем, некоторым ин­вариантным образом... преломляются в сознании носителя языка и позво­ляют ему опознать “русскость” какого-то текста, той или иной фразы, кон­струкции или отдельного слова” [Караулов, 1987, с. 138]. Но наиболее ин­тересна при характеристике ЯЛ вторая составляющая тезаурусного уров­ня, поскольку именно она позволяет судить о степени развитости ЯЛ, яв­ляется проявлением индивидуальных особенностей. Именно на основе анализа вариативной части тезаурусного уровня мы можем говорить о принадлежности ЯЛ к той или иной языковой общности, к тому или иному типу. Подобным образом и всю лексику и грамматику можно подразде­лить на инвариантную и вариативную части, и если первая служит для по­нимания, то вторая является проявлением индивидуальности.

Следующий уровень анализа ЯЛ предполагает “выявление и харак­теристику мотивов и целей, движущих ее развитием, поведением, управляющих ее текстопроизводством и в конечном итоге определяющих иерархию смыслов и ценностей в ее языковой модели мира” [Караулов, 1987, с. 37]. В поле зрения исследователя оказываются «коммуникативные потребности и коммуникативные черты или готовности, способные удовлетворять эти потребности» [с.39], поскольку именно в них проявляется специфика речевого поведения личности, а значит и характер ее мотивов и целей.

При изучении этого уровня необходимо учитывать экстралингвис- тические факторы, оказывающие влияние на развитие языковой личности, и в первую очередь принадлежность изучаемой личности к узкой рефе­рентной группе, от которой в немалой степени зависят «те ценностно­установочные критерии, которые и создают уникальный, неповторимый эстетический и эмоционально-риторический колорит ее [ЯЛ] дискурса» [Караулов, 1987, с. 42]. Исследование данного уровня ЯЛ должно опи­раться только на анализ текстов (а не отдельных слов), а также на данные, полученные в результате различных опросов и анкетирования, что сбли­жает изучение мотивационно-прагматического уровня ЯЛ с изучением особенностей коммуникативного поведения.

По мнению Ю. Н. Караулова, процесс формирования ЯЛ заканчива­ется примерно к семи годам, т.е. к этому возрасту оказываются сформиро­ванными все три уровня, а в дальнейшем происходит лишь совершенство­вание тех навыков и умений, которые составляют каждый уровень. Этой же точки зрения придерживаются И.Н. Горелов и К. Ф. Седов, считающие, что к 6-7 годам «языковая личность становится обладателем языкового механизма», правила использования которого ей предстоит постигать в процессе дальнейшей речевой практики [Горелов, 1998, с. 181].

Несколько иначе строение ЯЛ рассматривается в работах Г. И. Боги­на, который выделяет пять уровней ЯЛ, отражающих не только ее струк­туру, но и формирование ЯЛ в онтогенезе. По мнению Г. И. Богина, к семи годам у ребенка оказывается сформированным лишь первый уровень ЯЛ - уровень правильности, «являющийся необходимым основанием развития всех последующих уровней» и проявляющийся в овладении «готовностью к номинализациям, к ассоциации слова с предметом, к обозначению вещи словесным знаком» [Богин, 1984, с. 34-35].

Второй уровень - уровень интериоризации, главным приобретением которого становится готовность к внутренней речи. Как отмечает Г. И. Бо­гин, «переход к внутренней речи есть переход от «существования в на­глядной ситуации» к «существованию во времени» [с. 35]. Формирование этой готовности так важно для развития ЯЛ, поскольку благодаря ей ста­новится доступным планирование своего высказывания и восприятие чу­жих планов.

Уровень 3 - уровень насыщенности. Для него характерно обогаще­ние лексического запаса и овладение множеством грамматических форм.

«Формирование готовности понимать и воспроизводить в речи очень зна­чительное богатство средств выражения падает ... на возраст 11-15 лет. ... Языковая личность, достигнув этого уровня развития, приступает к систе­матизации и категоризации своего прошлого опыта» [Богин, 1984, с. 36].

Уровень 4 - уровень адекватного выбора. Он связан с возможностью «обрести некоторую свободу выбора и широту взглядов на формы текста» [с. 36]. Именно с этого уровня начинается «реализации творческой, сози­дательной потенции языковой личности» [с. 37-38]. Кроме того, способ­ность выбирать адекватные средства выражения связана еще и со способ­ностью критиковать неадекватность выражения.

Уровень 5 - уровень адекватного синтеза целого текста. Этот этап развития ЯЛ проявляется в «единстве реализации коммуникативной и эстетической функций языка, как, впрочем, и вообще единства всех функций языка в речевой деятельности» [с. 38]. Как отмечает Г. И. Богин, «полем реализации инициатив языковой личности, вышедшей на высший уровень своего развития может быть только целый текст», а не просто выбор средств выражения.

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/410237.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.