У нас уже 22599 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Факторы, влияющие на развитие языковой личности

На развитие ЯЛ оказывают влияние как внешние (социальные), так и внутренние (психологические и биологические) факторы. Наиболее зна­чимыми социальными факторами являются семья, круг общения, школа, средства массовой информации, массовая культура. Из внутренних факто­ров наиболее заметное влияние оказывают темперамент, доминантность, мобильность и экстравертность / интровертность, а также половая принад­лежность и возраст.

Сразу оговоримся, что зависимость речевого поведения от половой принадлежности в современной лингвистике изучена недостаточно, из­вестны лишь отдельные, несистематизированные пока факты (см. Земская и др., 1993; Ерофеева, 1996). В частности^ исследованиях по психологии «указывается на то, что половые различия влияют на формирование ...вербальных и пространственных способностей. Так, женщины превосхо­дят мужчин в использовании вербальных навыков, мужчины же превосхо­дят их в решении пространственных по своей природе задач» [Доценко, 2000, с. 78]. Исследования психолингвистов показали, что половая при­надлежность влияет на «когнитивный стиль и стратегию ассоциирования, а также на вероятностную организацию внутреннего лексикона» [там же], т.е. ассоциативно-вербальную сеть. Кроме того, известно, что для речи женщин характерно тяготение к использованию деминутивов и экспрес­сивных слов. В речи же мужчин чаще встречается жаргон ная, грубая и та­буированная лексика [Седов, 1999, с.99].

Однако все эти данные касаются речи взрослых людей. Что же каса­ется исследований речи подростков, «количественный анализ эксперимен­тального материала указывает на то, что показатель половой дифферен­циации внутреннего лексикона для детей этого возраста оказался невысо­ким. Он колеблется от 3% до 7%» [Доценко, 2000, с. 79-80]. Единственное замеченное отличие состоит в том, что «лексикон мальчиков отличался большим количеством индивидуальных, единичных ассоциаций; а лекси­кон девочек - наличием в нем в большей степени стандартных ассоциа­ций» [Доценко, 2000, с. 79]. Полученные данные вполне согласуются с вы­водами психологов, считающих, что для мальчиков в большей степени, чем для девочек, характерно стремление к нестандартным формам поведе- ния. Для девочек же характерна «способность словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения» [Алферов, 2000, с. 110].

Влияние темперамента, а также таких психологических характери­стик личности, как экстравертность/ интравертность, доминантность/ не- доминантность и мобильность/ ригидность, мы рассмотрим в гл. 5.

Очевидно, что влияние внешних факторов в разные периоды жизни человека является различным. В первые годы жизни наиболее значимо влияние семьи, и это влияние тем более значимо, что осуществляется оно в тот период, когда у ребенка еще не сформировалась готовность к языковой и речевой рефлексии, т.е. ребенок усваивает особенности речевого пове­дения родителей некритически, воспринимая любые крайности как норму.

Важную роль в формировании ЯЛ играют и социальные условия, ситуация в обществе, причем их влияние может оказаться сильнее влия­ния семьи, и тогда «ребенок, усвоивший, что слова, которые выкрикивает в подворотне пьяный дядя, невозможны в стенах его дома, при маме и се­стре, начинает сомневаться: а почему, собственно, нельзя» [Костомаров, 1999, с. 93]. Влиянием социальных факторов объясняется широкое рас­пространение в речи современных старшеклассников обсценной лексики. И хотя мы не ставили перед собой задачу изучения этой проблемы, при анализе материала нами были отмечены некоторые характерные черты ре­чевой культуры современных школьников. Так, при обработке записей устной речи мы столкнулись с высокой частотой использования обсцен­ной лексики в межличностном общении старшеклассников (в ряде случаев частота употребления инвектив достигала 130 слов на тысячу словоупот­реблений). Анкетирование выявило, что 42 % старшеклассников ничего не имеют против употребления мата в их присутствии; 46 % считают, что в некоторых ситуациях без него не обойтись, и лишь 12 % школьников кате­горически против употребления мата. Таким образом, большинство школьников оправдывают использование инвективной лексики. Подобная установка может способствовать еще большей экспансии инвектив в речи. Психологическое же воздействие обеденной лексики неоднозначно: наря­ду с катартической функцией ей присуща и способность спровоцировать агрессивное поведение человека не только на уровне вербального, но и физического воздействия.

На развитие языкового вкуса ребенка влияет тип речевой культуры родителей и близких людей, наличие в их речи просторечного, жаргонизи­рующего, народно-речевого субстратов, употребление ими инвективной лексики. Если в семье сосуществуют разные типы речевой культуры, то ребенок с детства вырастает в ситуации диглоссии, что не способствует развитию у него готовности использовать различные подсистемы языка в соответствии с ситуацией. Напротив, у него вырабатывается своеобразное «койне», главной чертой которого является смешение стилей. А такие осо­бенности современного общения, как размытость границ между разными коммуникативными сферами и нивелировка типов речи, в том числе и официальной [Костомаров, 1999, с. 44], еще более усугубляют ситуацию.

Начало социализации ребенка приводит к расширению круга влия­ния: в него вовлекаются воспитатели детского сада, а затем и учителя. При этом речь старших в большинстве случаев воспринимается если не как об­разец, то, по крайней мере, как норма. Обогащению словарного запаса способствует общение с другими детьми, однако ребенок уже начинает оценивать новые слова с точки зрения принятых в его семье норм слово­употребления. Слова начинают делиться на «хорошие» и «плохие». Таким образом, уже у дошкольника начинает формироваться готовность к реф­лексии по поводу фактов родного языка.

Немаловажным фактором развития в дошкольном возрасте является чтение: сначала ребенок слушает, как ему читают старшие члены семьи; потом начинает читать сам. Из сказок и детских стихов в речь ребенка проникают и первые прецедентные тексты.

Роль школы в формировании языковой личности проявляется в не­скольких аспектах: влияние, осуществляемое в процессе преподавания русского языка и литературы, и влияние, осуществляемое в процессе преподавания всех остальных дисциплин.

Как отмечает Е. Д. Божович, в процессе обучения русскому языку «происходят (по крайней мере должны происходить) два процесса: 1) ос­воение и преобразование речевого опыта ребенка под влиянием усваивае­мых знаний о языке, 2) наполнение и конкретизация знаний о языке мате­риалом речевого опыта». Однако эти процессы в значительной степени протекают спонтанно, без должного внимания со стороны школы. Это в первую очередь связано с тем, что «в речевом опыте фиксируются прежде всего семантические отношения языка. В школьной же программе пред­ставлен в наибольшем объеме формально-грамматический аспект языка и в очень незначительном - семантический» [Божович, 1997, с. 38].

В процессе преподавания остальных дисциплин, как гуманитарных (история, обществоведение, МХК), так и негуманитарных соответственно должен происходить процесс накопления речевого опыта, отработки уме­ний и навыков устной и письменной речи, приобретенных на уроках рус­ского языка, а также риторики и практической стилистики (если они пре­подаются). Однако в большинстве школ не существует не только единого орфографического пространства (т.е. грамотность выполненных школьни­ками работ на уроках по негуманитарным предметам не проверяется), но и единого речевого пространства (учителя не следят за своей речью и не ис­правляют ошибки в речи учеников). Кроме того, очень часто требования, предъявляемые к выполнению письменных и устных работ (докладов, со­общений, рефератов) на уроках по гуманитарным и негуманитарным предметам сильно отличаются. Очень часто учителя физики, химии, био­логии и т.д. не препятствуют чтению докладов и сообщений «по бумаж­ке», вт. ч. и при защите рефератов на экзамене, что, безусловно, не спо­собствует развитию культуры устной речи. «Убежденность всех предмет­ников, что это [обучение культуре речи, как устной, так и письменной] де­ло филологов» [Ембулаева, 1998, с. 12] уже неоднократно отмечалась и учеными, и учителями.

В подростковом возрасте усиление процессов социализации приво­дит, во-первых, к смене главного ориентира: теперь нормой для ребенка является речь его сверстников, а во-вторых, как следствие, начинается пе­реоценка речевого поведения взрослых людей и, в первую очередь, роди­телей. Впрочем, это не означает, что семья перестает оказывать влияние на формирование ЯЛ подростка: это влияние перестает быть прямым, в зави­симости от отношений с родителями и от отношения к родителям подрос­ток либо повторяет особенности речевого поведения членов семьи, либо избирает прямо противоположную манеру поведения. Но, по всей видимо­сти, даже избирая второй путь, подросток неизбежно сохранит в своей ре­чи отдельные черты речевого поведения родителей. Таким образом, влия­ние семьи на формирование ЯЛ подростка сохраняется и в школьном воз­расте.

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/410237.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.