Быстрый переход к готовым работам
|
Понятие рефлексииВажными признаками языковой личности являются языковое сознание, отражающееся в языковой картине мира, и языковое самосознание, проявляющееся в осознании языкового поведения, т.е. в рефлексии. Несмотря на то, что «рефлексия говорящего над речью, ее осознание и контроль над ее порождением, занимает в речевых процессах огромное место, ... сколько-нибудь разработанной теории речевой рефлексии и управления речевыми процессами на основе этой рефлексии нет» [Леонтьев, 1997, с. 154]. Наиболее подробно эта проблема изучалась в рамках не лингвистики, а психологии обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин и др.), но специфика проблем, стоящих перед авторами, в этом случае обусловила интерес не к спонтанной, а к сознательной рефлексии, являющейся одним из формируемых в процессе обучения умений. Изучение рефлексии является важным компонентом исследования ЯЛ, поскольку на основе рефлексивного дискурса можно выявить целый ряд важных ее характеристик: ее психологические черты [см. Ляпон, 2000], философско-мировоззренческие установки, социальные характеристики [Вепрева, 2000, с. 27]. В возникновении способности к рефлексии, по мнению психологов, проявляется формирование языкового мышления и, как следствия, языкового сознания [Айдарова, 1978, с.70]. Эта способность тем более актуальна ДЛЯ исследуемой коллективной языковой личности, поскольку является и Содержание обусловлено готовностью к информирующей и оценочной передаче содержания чужой речи; - готовностью к развертыванию аргументации и раскрытию темы выступления; - готовностью отыскивать, извлекать, понимать и перерабатывать необходимую информацию в текстах (с опорой на ключевые слова, дескрипторы, понятия); - готовностью учитывать особенности коммуникативной ситуации (фактор адресата, цель, место, время общения и т.д.). Форма определяется готовностью понимать и воспроизводить в речи значительное богатство средств выражения - это комплексная готовность, включающая в себя следующие частные готовности: - готовность адекватно использовать различные пласты лексики; - готовность использовать разнообразные синтаксические конструкции; - готовность использовать риторические приемы; - готовность различать устную и письменную формы речи при продуцировании текстов; - готовность сознательно использовать невербальные средства общения. Самостоятельность обусловлена готовностью дать определение используемым понятиям; - готовностью создавать и использовать универсальные (генерализованные) высказывания; - готовностью к импровизации; - готовностью к художественной критике; - готовностью к рефлексии по поводу фактов языка и речи; - готовностью к самостоятельному творчеству; - готовностью к использованию оригинальных языковых средств. характерной для данного возраста чертой личностного развития, которое с 13-16 лет идет в двух направлениях: 1) «стремление к освоению и овладению всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны и международной политики); 2) стремление к рефлексии ... и потребность осознать свое место в контексте культуры и истории своей страны и всего человечества» [Мухина, 1999, с. 71]. Развитая рефлексия позволяет сознательно искать собственные решения в любой ситуации. Развитие рефлексии над речью, по JI. С. Выготскому, заключается в переводе умений «из бессознательного автоматического плана в план произвольный, намеренный и сознательный» [Выготский, 1956, с. 269]. При этом произвольность понимается как способность предпринять то или иное действие или не предпринимать (например, если вам нагрубили в автобусе, вы можете ответить на грубую реплику или сдержаться, промолчать); намеренность - как способность выбрать из ряда возможных действий наиболее отвечающее как ситуации, так и цели действия, а сознательность - как «способность принимать решения о действии по ходу его выполнения, не дожидаясь конечного результата и его совпадения или несовпадения с поставленной целью» [Леонтьев, 1997, с. 158]. Таким образом, благодаря развитию речевой рефлексии человек приобретает способность реагировать не только спонтанно, но и сознательно, выбирая способы действия в зависимости от ситуации и своей цели.
Вся работа доступна по ссылке |
|