У нас уже 22598 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Понятие рефлексии

Важными признаками языковой личности являются языковое созна­ние, отражающееся в языковой картине мира, и языковое самосознание, проявляющееся в осознании языкового поведения, т.е. в рефлексии. Не­смотря на то, что «рефлексия говорящего над речью, ее осознание и кон­троль над ее порождением, занимает в речевых процессах огромное место, ... сколько-нибудь разработанной теории речевой рефлексии и управления речевыми процессами на основе этой рефлексии нет» [Леонтьев, 1997, с. 154]. Наиболее подробно эта проблема изучалась в рамках не лингвистики, а психологии обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин и др.), но специфика проблем, стоящих перед авторами, в этом случае обу­словила интерес не к спонтанной, а к сознательной рефлексии, являющей­ся одним из формируемых в процессе обучения умений.

Изучение рефлексии является важным компонентом исследования ЯЛ, поскольку на основе рефлексивного дискурса можно выявить целый ряд важных ее характеристик: ее психологические черты [см. Ляпон, 2000], философско-мировоззренческие установки, социальные характери­стики [Вепрева, 2000, с. 27].

В возникновении способности к рефлексии, по мнению психологов, проявляется формирование языкового мышления и, как следствия, языко­вого сознания [Айдарова, 1978, с.70]. Эта способность тем более актуальна ДЛЯ исследуемой коллективной языковой личности, поскольку является и

Содержание обусловлено готовностью к информирующей и оце­ночной передаче содержания чужой речи;

-  готовностью к развертыванию аргументации и раскрытию темы выступления;

-  готовностью отыскивать, извлекать, понимать и перерабатывать необходимую информацию в текстах (с опорой на ключевые слова, дескрипторы, понятия);

-  готовностью учитывать особенности коммуникативной ситуации (фактор адресата, цель, место, время общения и т.д.).

Форма определяется готовностью понимать и воспроизводить в речи значительное богатство средств выражения - это комплексная готовность, включающая в себя следующие частные готовности:

-  готовность адекватно использовать различные пласты лексики;

-  готовность использовать разнообразные синтаксические конструк­ции;

-  готовность использовать риторические приемы;

-  готовность различать устную и письменную формы речи при продуцировании текстов;

-  готовность сознательно использовать невербальные средства об­щения.

Самостоятельность обусловлена готовностью дать определение ис­пользуемым понятиям;

-  готовностью создавать и использовать универсальные (генерали­зованные) высказывания;

-  готовностью к импровизации;

-  готовностью к художественной критике;

-  готовностью к рефлексии по поводу фактов языка и речи;

-  готовностью к самостоятельному творчеству;

-  готовностью к использованию оригинальных языковых средств.

характерной для данного возраста чертой личностного развития, которое с 13-16 лет идет в двух направлениях: 1) «стремление к освоению и овла­дению всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны и международной политики); 2) стремление к рефлексии ... и потребность осознать свое место в контексте культуры и истории своей страны и всего человечества» [Мухина, 1999, с. 71]. Развитая рефлексия позволяет сознательно искать собственные реше­ния в любой ситуации.

Развитие рефлексии над речью, по JI. С. Выготскому, заключается в переводе умений «из бессознательного автоматического плана в план про­извольный, намеренный и сознательный» [Выготский, 1956, с. 269]. При этом произвольность понимается как способность предпринять то или иное действие или не предпринимать (например, если вам нагрубили в ав­тобусе, вы можете ответить на грубую реплику или сдержаться, промол­чать); намеренность - как способность выбрать из ряда возможных дей­ствий наиболее отвечающее как ситуации, так и цели действия, а созна­тельность - как «способность принимать решения о действии по ходу его выполнения, не дожидаясь конечного результата и его совпадения или не­совпадения с поставленной целью» [Леонтьев, 1997, с. 158]. Таким обра­зом, благодаря развитию речевой рефлексии человек приобретает способ­ность реагировать не только спонтанно, но и сознательно, выбирая спосо­бы действия в зависимости от ситуации и своей цели.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/410237.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.