Быстрый переход к готовым работам
|
Философия времени в романеПространство в романах Исигуро, как правило, узко темпорально. Пейзаж фактически не имеет протяженности во времени, тогда как время - важнейший компонент романной поэтики Исигуро. Пространство статично, оно имеет центр и удаляется от него, что согласуется с понятием хронотопа, а романное время нуждается в значительно более подробном рассмотрении. В частности, такому рассмотрению необходимо подвергнуть отношения настоящего и прошлого времени - одну из магистральных составляющих поэтики автора. Мотив памяти - лишь один из аспектов отношений прошлого и настоящего времен в художественном тексте. Именно их отношения кажутся наиболее продуктивными для раскрытия представлений автора о времени и существовании человека в нем. Одна из самых разработанных тем в британской литературе конца XX - начала XXI веков - это тема ностальгии. Наряду с общими причинами, свойственными текущей эпохе, несомненно, это связано и с национальноисторическим контекстом - превращением Британии из колониальной империи в страну, потерявшую былую власть и мощь. Так или иначе, понятие ностальгии нашло отражение во множестве текстов социального, политического, психологического и даже медицинского характера, равно как и в художественной литературе, и стало, таким образом, одним из ключевых в современной английской культуре. Это неоднократно отмечалось исследователями (в особенности культурологами и политологами) как в самой Британии, так и за ее 148 пределами. Английская культура по своей сути - культура островная, замкнутая, сохраняющая (что остроумно «пересказывает» глазами американца Д. Лодж, описывая Англию как место, где литература изучается под влиянием
многочисленных могил и памятных мест, что - опять же глазами чужака- американца - делает это изучение больше любительски-философствующим, чем научным).[1] То, как мыслящие умы Британии откликнулись на проблему ее «падения» и, впоследствии, на возникшее за этим явление, названное постколониализмом, выдает в том числе и страх островных жителей перед грозным вторжением извне в их ослабевшую державу, что неминуемо изменит дорогие их сердцу порядки. Все это неоднократно отмечалось исследователями (в особенности культурологами и политологами) как в самой Британии, так и за ее пределами. Очевидно, что ностальгия по утраченному, невозвратимому прошлому - явление, психологически неизбежно затронувшее большинство из живущих сейчас британских писателей. Что, несомненно, побуждает их к попыткам восстановить в своих произведениях атмосферу недавнего прошлого в контрасте с последующими изменениями, а также осмыслить причинно-следственную логику событий, приведших к существующему положению вещей. Такое воссозданное прошлое в литературном произведении - это зачастую и идиллические моменты в воспоминаниях о жизни литературного героя, и перекликающиеся с ними «великие» картины империи, причины распада и варианты иного развития которой до сих пор остаются предметом обсуждении и споров. [1] Лодж Д. Академический обмен. Повесть о двух кампусах/ Пер. О. Е. Макаровой. М., 2000.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/397184.html |
|