У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Сущность и содержание организационной культуры в теории и прак-тике управления

В современном мире важнейшим фактором устойчивого развития общества становится способность быстро адаптироваться к происходящим изменениям. Прогресс науки и техники, широкое применение инновационных технологий изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного общества. Это ставит общеобразовательные учреждения перед необходимо­стью адекватного и гибкого реагирования на вызовы внешней среды. Возрас­тают требования к руководителям и учителям общеобразовательных учрежде­ний, которые должны обладать концептуальным мышлением, быть способны­ми ориентироваться в вариативном содержании образования, включаться в инновационные процессы, стремиться к саморазвитию и самосовершенство­ванию.

Образование становится эпицентром инновационных изменений, которые охватывают содержание образования и управление образовательным процес­сом. Такое обновление требует от руководителей школ пересмотра целей управленческой деятельности в соответствии с изменяющимися социально- экономическими условиями, задачами модернизации системы образования, сформулированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 - 2012 гг.», национальной образовательной инициа­тиве «Наша новая школа».

Ведущей тенденцией в управлении развитием общеобразовательного

учреждения становится переход к ценностной парадигме управления, которая

требует внесения изменений в философию современного менеджмента. Речь

идёт о кардинальной перестройке системы взглядов, касающихся ценностных

оснований управления развитием общеобразовательных систем. В этой связи

насущной необходимостью становится культивирование ценностно-

18

ориентированного управления школой, которое предполагает, по мнению А.М. Моисеева, осмысление ценностей и ценностное самоопределение школьного сообщества в качестве важнейших функций внутришкольного управления [143, с. 48].

Анализ практики управления общеобразовательными учреждениями свидетельствует о том, что технократические подходы к управлению, ориен­тированные преимущественно на совершенствование функций управления, исчерпали себя и не способны обеспечить эффективное решение инноваци­онных задач, стоящих перед современной школой. Организационные изме­нения все больше зависят от эффективного управления развитием ценностей сотрудников. Поэтому первый шаг на пути к преобразующему управлению состоит в ценностном самоопределении руководителей школ, осознании ими системы ценностей, смыслов, ценностей - доминант инновационной управ­ленческой деятельности. Именно это позволяет руководителю совместно с управленческой командой и педагогическим сообществом сформулировать философию развития общеобразовательного учреждения, определить систему базовых ценностей, принципов и перспектив, с учётом которых и будет стро­иться инновационная стратегия развития школы, её образовательная политика. Перестройка ценностных оснований управления общеобразовательным учре­ждением влечёт за собой не только изменения управленческой культуры руко­водителя, но и трансформацию организационной культуры школы, в которой пересекаются все линии организационных изменений.

В настоящее время наступило осознание того факта, что инновационные изменения обречены на неудачу, если при этом не происходит изменения организационной культуры. Приведение организационной культуры в со­ответствие с новыми задачами является ключевым условием любых преоб­разований (Л.Д. Гительман, А.П. Исаев и др.).

Вопросы развития организационной культуры становятся неотъемлемой частью большинства современных работ, к числу которых можно отнести ис­следования Р. Акоффа, И. Ансоффа, М. Альберта, Т. А. Антопольской, Д.

Бодди, П. Вейла, У. Вефера, В. Р. Веснина, JI. Д. Гительмана, Т. М. Давыден­ко, М. Далтона, Р. Дафта, С. Заутер-Закс, М. X. Мескона, Г. Моргана, К. Ка­мерона, Р. Куина, П. Карстанье, М. К. Кияновой, В. С. Лазарева, Р. Уотермана, У. Дж. Оучи, Т. Парсонса, И. М. Подушкиной, А. М. Петтигрю, Р. Пейтона, Т. Питерса, К. М. Ушакова, Д. Фроста, Д. Фрэнсиса, Э. Шейна [5,10, 28,29, 54,56, 83,117,139, 168, 230, 248].

Само понятие «культура» имеет множество определений. Этимология этого слова восходит к древнелатинским словам colore и cultura, которые оз­начают возделывание, обработку, уход, разведение, улучшение; земледелие, сельское хозяйство; воспитание, образование, развитие, почитание, культ [168, с. 84].

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова определяет понятие «культура» как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; разведение, выращивание какого-либо растения или жи­вотного; высокий уровень развития, умения [157, с. 310].

Философский энциклопедический словарь трактует понятие «культура» как специфический способ организации и развития человеческой жизнедея­тельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и убеждений, в духовных ценностях, в совокупно­сти отношений людей к природе, между собой и к самим себе [233, с.225].

Новая философская энциклопедия рассматривает понятие «культура» как систему исторически развивающихся надбиологических программ челове­ческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизведение и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях [162, с.341].

Мы разделяем точку зрения Н. Б. Крыловой, где собственно культура - это сумма духовных достижений и память человечества; творческое самовы­ражение людей (результат и процесс творчества); совокупность общезначи­мых смыслов; система норм и образцов поведения, бытующих в обществе, ос­нова социального поведения, унаследованная от предыдущих поколений (язык, теории, идеи); способ жизни и жизнедеятельности, а также их контекст;

совокупность материальных и духовных ценностей; плотность опыта; дости­жения личности, приобщаемые ею к сумме общечеловеческих достижений. Беря за основу данное определение, мы считаем, что оно отражает многознач­ность и многообразие контекста этого феномена [109, с.87].

Известные исследователи А. А. Оганов и И. Г. Хангельдиева придержи­ваются мнения, что культуру необходимо рассматривать как качественную ха­рактеристику жизнедеятельности человека и созданной им реальности («вто­рой природы»), где приоритетными являются духовные ценности. Материя, предметный мир, по мнению учёных, представляет собой явление культуры лишь в той степени, в какой он выражает и символизирует духовное начало [156, с. 149].

Обобщая данные выше определения «культуры», мы считаем, что куль­тура в её социодинамическом истолковании есть не что иное, как специфиче­ский способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, пред­ставленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социаль­ных норм и убеждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей между собой и к самим себе.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/421373.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.