У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Феномен инновационной организационной культуры общеобразова-тельного учреждения

Наступившее столетие предъявляет новые требования к системе образо­вания. В государственной программе "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы", национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указывается, что приоритетными задачами развития образования как базового элемента долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года становятся обеспечение инновационного характера обра­зования в соответствии с требованиями инновационной экономики, основан­ной на знаниях; формирование новых механизмов оценки качества и востре­бованности образовательных услуг с участием потребителей; создание совре­менной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров [101, с.З].

Для того чтобы решить данные задачи и совершить прорыв к новому ка­честву образования, необходимо иметь адекватную систему управления шко­лой и инновационную организационную культуру, которые способны обеспе­чить инновационность, динамичность, эффективность образовательной систе­мы.

В настоящее время появляются исследования по теории управления об­разовательными системами, которые затрагивают различные вопросы иннова­ционных изменений в образовании: обновление содержания базового образо­вания, поиск эффективных механизмов оценки качества обучения, развитие школьной информационно-образовательной среды и т.п. По мнению многих исследователей, новая модель образования должна удовлетворять требовани­ям непрерывности и модальности, фундаментализма и универсальности, ан­тропологизма и демократизма. Она должна иметь механизмы динамичного саморазвития, т.е. обладать таким качеством, как инновационность.

Понятие «инновация» (от латинского «innovatio» - нововведение, изме­нение, обновление) трактуется как деятельность, связанная с созданием, ос­воением, использованием и распространением нового, а также с целенаправ­ленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызы­вающие переход системы из одного состояния в другое [255, с.238].

Р. А. Фатхутдинов считает необходимым разграничить понятия «новше­ство» и «инновация». По мнению исследователя «новшество» - это оформлен­ный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ. Под «инновацией» автор понимает конечный ре­зультат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и полу­чения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта [232, с. 14]. Следуя логике автора, необходимо от­метить, что инновации являются не только итогом процесса изменений, но и результатом эффективного изменения самого объекта управления.

Во многих современных исследованиях (В. С. Лазарев, А. В. Лоренцов, Б. П. Мартиросян, Л. С. Подымова, М. М. Поташник, В. А. Сластёнин, П. И. Третьяков, Р. А. Фатхутдинов, Т. И. Шамова, Н. Р. Юсуфбекова), посвящён­ных проблемам инноваций в образовании, понятие «инновация» отождествля­ется с понятием «нововведение». Нововведения считаются эффективными, если они позволяют решать задачи развития школы. Инновационный процесс

-                      это процесс развития общеобразовательного учреждения. При этом в иссле­дованиях А. Н. Малинина, Г. М. Тюлю, Т. И. Шамовой указывается, что раз­витие школы - это и есть процесс разработки и освоения новшеств [243, с.132- 133].

О. Г. Хомерики акцентирует внимание на том, что нововведения груп­пируются с точки зрения их отнесенности к той или иной части образователь­но-организационной системы школьной организации: «Общий инновацион­ный процесс в школе, т.е. процесс ее развития, складывается из совокупности процессов обновления ее различных участков — отдельных инновационных процессов (нововведений)» [238, с. 189].

Мы разделяем позицию Л. С. Подымовой, согласно которой инновация

-                      это не просто создание и распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе дея­тельности, стиле мышления. Категория новизны относится не только (и не столько) ко времени, но и к качественным чертам изменений [206, с. 140].

Мы считаем важной мысль автора о том, что привносить те или иные нововведения как инновацию в школьном образовании можно лишь в том случае, когда новые элементы вносятся в школу осмысленно и позволяют ка­чественно менять образовательную ситуацию в общеобразовательном учреж­дении в целом.

Рассматривая общеобразовательное учреждение как объект инноваци­онного развития мы имеем в виду необходимость обновления философии раз­вития школы, формулирование инновационной миссии общеобразовательного учреждения (изменение представлений о приоритетных функциях современ­ной школы, конечных результатах её деятельности); инновационной образо­вательной политики, предполагающей системные изменения в основных эле­ментах образовательного процесса; обновление содержания образования в ло­гике требования государственных образовательных стандартов нового поко­ления, внедрения инновационных образовательных стратегий и технологий, обогащение внешних связей общеобразовательного учреждения со стратеги­ческими партнерами, создание качественно нового ресурсного обеспечения управления развитием школы и перехода к инновационной организационной культуре.

По нашему мнению, именно инновационная организационная культура является стратегическим ресурсом качественных изменений деятельности школы, в которой создаются условия для непрерывного поступательного раз­вития общеобразовательного учреждения, самоуправления, самоорганизации, самоконтроля и самооценки деятельности сотрудников, усиления обществен­но-государственного управления общеобразовательным учреждением, повы­шения конкурентоспособности обучающихся.

Организационная культура являлась предметом изучения большого чис­ла исследователей, однако инновационная организационная культура общеоб­разовательного учреждения не подвергалась специальному исследованию, в то время когда она приобретает особое значение.

Ряд учёных предлагает рассматривать в качестве отличительных харак­теристик инновационной организационной культуры организационные отно­шения. Используя данный показатель, JI. Д. Гительман выделяет «слабую», «сильную», «технократическую» и «инновационную» организационную куль- туру. «Слабая» организационная культура, по его мнению, характеризуется регламентацией, большим количеством инструкций, отсутствием ясных пред­ставлений о ценностях, убеждениях относительно того, как можно достичь ус­пеха, долгосрочной цели. «Сильную» организационную культуру отличает го­товность сотрудников к разумному риску и нововведениям, приоритетность решения социальных задач групповыми формами принятия решений, ориен­тацией на коллективные стимулы; высокий уровень самоуправления, само- планирования, самоорганизации, самоконтроля и самооценки [43, с. 79]. «Тех­нократическая» организационная культура представляет собой, по мнению ав­тора, жесткую субординацию, иерархию в системе управления, преобладание регламентированного, исполнительского поведения сотрудников. «Инноваци­онная» организационная культура определяется как культура, основанная на создании творческой атмосферы в организации, характеризуется высоким об­разовательным уровнем персонала, постоянным совершенствованием, экспе­риментаторством [Там же].

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/421373.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.