Быстрый переход к готовым работам
|
Психолингвистические особенности устной речи1.1. Современный этап развития методики преподавания иностранных языков характеризуется вниманием к коммуникативно-деятельностному подходу, основы которого были заложены в психологии работами С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, И.А. Зимней. В рамках коммуникативного обучения основное внимание уделяется развитию устной речи. В основе обучения устной речи лежит теория речевой деятельности, базирующаяся на психологических исследованиях школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней, А.Р. Лурии. Теория речевой деятельности дает психологическое обоснование современной методике обучения иностранному языку: иностранный язык должен изучаться как деятельность, а не как теория, учащиеся должны усваивать не знания, а практическую речь (Н.З. Бакеева, А.Ф. Бойцова, Б.В. Беляев, Г.Г. Городилова, А.В. Текучев, В.М. Чистяков, Н.М. Шанский и др.). Л.В. Щерба был одним из первых лингвистов, указавших на то, что предметом методики преподавания иностранных языков является не изучение развития языка, а «практическое овладение языком, то есть некоей деятельностью» (Л.В. Щерба, 1974: 9). И.А.Зимняя так определяет понятие "речевая деятельность” (Р.Д.): "Речевая деятельность есть специфическая форма человеческой деятельности, ее самостоятельный вид. Она представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения приема и выдачи речевого
сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом)" (И.А. Зимняя, 1985: 40). В методике речевую деятельность принято подразделять на следующие виды: - по характеру речевого общения - на реализующие устное общение (говорение, слушание) и реализующие письменное общение (чтение, письмо); - по выполняемой в процессе общения роли РД - на инициальные (говорение, письмо) и реактивные (слушание, чтение); - по направленности осуществляемого человеком речевого действия на прием или выдачу речевого сообщения - на рецептивные (слушание, чтение) и продуктивные, или экспрессивные (говорение, письмо) (И.А. Зимняя, 1985: 41). К устным формам речевой деятельности относятся говорение и аудирование, которые представляют собой две стороны одного процесса. Аудирование обеспечивает возможность понять собеседника и выступает как необходимое условие говорения, на основании чего представляется более корректным говорить об обучении устной речи, а не об обучении говорению. Под устной речью в методике обучения иностранному языку понимается «речь в устной форме, которая складывается из слушания и понимания, с одной стороны, и говорения - с другой, и осуществляется при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством» (И.Л. Бим, 1988: 176). В понятие "устная речь", таким образом, входят говорение и аудирование в их единстве, однако говорению при этом отводится ведущая роль. Предметом говорения является мысль как отражение в сознании человека связей и отношений явлений реального мира в целях решения задач общения. Специфика мысли как предмета говорения заключается в том, что она раскрывается в самом процессе говорения. Таким образом, можно рассматривать говорение как средство осуществления устной формы
общения.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/309779.html |
|