У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Формы устной речи в психолого-педагогическом аспекте

При разработке системы упражнений для совершенствования устной речи иностранных стажеров мы учитывали специфику монологических и диалогических умений что, в свою очередь, требует характеристики особенностей обеих форм устной речи, монологической и диалогической.

Диалогическая речь наиболее характерна для устной речи и первична по отношению к монологической. Еще JI.B. Щерба писал, что «монолог является в значительной мере искусственной формой, и подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге» (JI.B. Щерба, 1915: 3-4). Диалогическая речь является самой простой, основной, естественной и первоначальной формой речевого высказывания, с которой начинается формирование речи (JI.C. Выготский, 1996; Л.П. Якубинский, 1923; А.Р. Лурия, 1998). Диалогическая речь представляет собой объединенное ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание реплик, последовательно порожденных (двумя и больше) собеседниками в непосредственном акте общения (И.П. Святогор, 1989; В.Л. Скалкин, 1989; Н.Ю. Шведова, 1960 и др.). Необходимо отметить, что в состав реплики может входить от одного нерасчлененного предложения - слова в функции предложения (минимальная степень развернутости реплики) до монологического высказывания (И.П. Святогор, 1989).

На этапе совершенствования основное внимание уделяется развитию умений монологической речи. С психологической точки зрения монолог представляет собой высшую, более сложную форму речи, исторически более поздно развившуюся, чем диалог (Л.С. Выготский, 1996: 346). Специфика функционирования монологической речи в большой степени обусловлена условиями реального общения, которое «диалогично по своей природе, так как в нем всегда участвуют две стороны: не только тот, кто говорит, но и тот, для кого говорится» (Е.И.Пассов, 1989: 96). Термин «монологическая речь» по-разному трактуется исследователями. Так, одни авторы называют монологической речью «длительное, последовательное, связное изложение мысли одним лицом» (Общая психология, 1981: 127), другие - «обращенным к собеседнику непринужденным рассказом» (Н.Ю. Шведова, 1960: 280), третьи считают, что монологическая речь всегда является большей или меньшей частью диалога (И.А. Зимняя, 1964: 166; Е.А. Земская, 1987: 15; Русская разговорная речь, 1978: 13 и др.).

Процесс порождения монологической речи принято считать идеальным вариантом порождения речевого высказывания, так как именно монологическая речь обнаруживает отчетливую специфику на всех уровнях речепорождения.

Монолог в условиях естественного общения, в том числе и учебного, как правило, включается в диалогическую речь, наиболее характерную для устной формы общения. Поэтому для создания эффективной методики совершенствования устной речи в обеих ее формах и выбора адекватных средств моделирования порождения высказывания на русском языке, представляется необходимым рассмотреть психолингвистические особенности как монологической, так и диалогической речи.

Монологическая речь отличается от диалогической в первую очередь тем, что тема сообщения исходит не из стимулов собеседников, и не из ситуации общения, а из внутреннего замысла человека, т.е. в ее основе лежит самостоятельный мотив (А.Р. Лурия, 1979). Поэтому одной из центральных проблем при обучении монологической речи на иностранном языке является проблема создания условий для появления внутренней мотивации речи.

В диалогической речи процесс порождения высказывания разделен между двумя людьми и, следовательно, она по своей сути реактивна. Мотивом к высказыванию в диалоге является желание отвечать на вопрос

 

собеседника, и человек не нуждается в собственном социальном мотиве, побуждающем его к активному высказыванию. Коммуникативное намерение у слушающего формируется во время переработки поступающей информации, и на этой основе появляется замысел предстоящей ответной реплики. Следовательно, мотив, побуждающий к высказыванию, заключен не во внутреннем замысле самого субъекта, а в вопросе спрашивающего, который принимает на себя часть функции формирования замысла высказывания своего собеседника (А.А. Леонтьев, 1969; А.Р. Лурия, 1998).

Монологическая речь представляет собой наиболее развернутый тип речи. Такие качества монологической речи как связность, развернутость и логичность формируются и подготавливаются во внутренней речи (А.Р. Лурия, 1965:        37), имеющей большое значение при порождении

монологического высказывания. Монологическая речь, как правило, предварительно подготовлена в том смысле, что непосредственной актуализации ее предшествует “проговаривание ее отдельных мест; перестройка плана, отбор нужных слов и предложений” (Н.И. Жинкин, 1956: 321). В монологической речи более тщательно по сравнению с диалогической речью происходит отбор языковых выразительных средств, что объясняется не только стремлением к наиболее адекватному кодированию намеченной к передаче информации, но также желанием говорящего избежать однообразия в языковом оформлении высказывания. Следовательно, на внутреннем этапе порождения высказывания монологическая речь проявляет заметную специфику, которая заключается, в том числе, в характере отбора языковых средств на уровне парадигматической речевой стереотипии.

Роль внутреннеречевого этапа порождения высказывания в условиях диалогического общения является более скромной, чем в монологе (А.А. Леонтьев, 1967: 11). Это объясняется тем, что диалогическая речь «не обязательно исходит из замысла или мысли, которая внутренне формируется субъектом» (А.Р. Лурия, 1965: 34). Мы разделяем точку зрения Н.И. Жинкина и считаем, что неправомерно говорить о полном отсутствии внутреннеречевого этапа при порождении диалогической речи, поскольку он необходим для интеграции лексических значений двух смежных реплик и формирования смысла диалогического высказывания (Н.И. Жинкин, 1982: 84 -85),

В отличие от внутреннеречевого этапа, этап внешней реализации относительно един в обоих видах устноречевой деятельности. Однако заключительный этап порождения высказывания в диалогической речи отличается тем, что в нем продолжаются процессы предыдущего этапа, максимально редуцированного в силу специфики данного вида общения. Диалогическая речь является более экстремальной по сравнению с монологической, что проявляется в необходимости высказываться «сразу», без подготовки говорящим структуры высказывания в полной мере. Окончательное семантико-грамматическое структурирование порождаемого высказывания в монологической речи осуществляется на этапе собственно временной развертки. Семантико-грамматическое структурирование высказывания в диалогической реплике, только начинается в «латентном периоде» (Е.М. Верещагин, 1968), а в основном протекает и заканчивается уже в произносимой речи.

Перечисленные различия в глубинных процессах порождения монологической и диалогической речи оказывают влияние и на их языковую форму.

В диалогической речи отмечается, как правило, больше нарушений языковой формы, объективирующих те внутренние различия, о которых говорилось выше. Особенностью структуры диалогической речи является то, что она допускает значительную грамматическую неполноту. Эллиптичность в диалогической речи проявляется в сокращении семантически избыточных элементов и характерна для всех языковых уровней - фонетического, лексического, грамматического. Спонтанный характер диалогического высказывания обусловливает использование разного рода клише и разговорных формул, а также нечеткую, свободную оформленность фраз.

Эмоциональность и экспрессивность диалогической речи проявляется чаще всего в субъективно-оценочной окраске речи, в образности, в широком использовании невербальных (паралингвистических) средств и т.д. Отдельные части грамматически развернутого высказывания могут опускаться и подменяться либо подразумеваемой ситуацией, либо включенными в речь паралингвистическими средствами. Использование паралингвистических средств:    интонации, мимики, жестов и т.д. в

диалогической речи отчасти компенсирует несовершенство семантико­грамматической структуры фразы, формируемой практически уже в звучащей речи (А.Р. Лурия, 1998). В некоторых ситуациях паралингвистические средства являются функционально необходимыми и могут быть включены в модель порождения диалогического высказывания. Грамматический строй диалогической речи отчасти определяется знанием ситуации, в которой протекает диалог. Без знания ситуации диалогическая речь, как правило, не может быть до конца понятна для слушателя.

Экстремальность диалогической речи является причиной наличия в ней большего количества ошибок по сравнению с монологической речью. В силу свернутости процессов внутренней речи в условиях диалогического общения выбор языковых средств происходит не так тщательно, как в условиях порождения монологической речи, о чем косвенно свидетельствует тот факт, что одни и те же учащиеся допускают больше языковых неточностей в диалогической, чем в монологической речи. Недостатки в семантико­грамматическом оформлении фразы проявляются как в «рыхлости» ее структуры, так и в «сбоях мысли» между синтагмами и между отдельными словами внутри них, в появлении несинтагматических пауз.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/309779.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.