У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Текст как учебная единица

С позиции коммуникативно ориентированной методики преподавания русского языка как иностранного текст (в том числе и диалог как тип текста) играет исключительно важную роль в обучении устному речевому общению, так как является хорошим методическим материалом для выработки навыков подготовленной и спонтанной речи, различных видов монолога и диалога.

Проблема учебного текста является одной из центральных в методике обучения речевой деятельности на иностранном языке. Это объясняется, с одной стороны, сложностью, многоаспектностью текста как лингвистической единицы, с другой - теми многообразными функциями, тем “весом”, который приобретает текст в системе обучения основным видам речевой деятельности.

Для определения своеобразия учебного текста, его принципиальных отличий от всех других видов текстов наибольший интерес представляют теоретические работы, посвященные учебной деятельности как таковой, а также сущности и содержанию процесса обучения (Д.Д. Зуев, А.Н. Леонтьев,

А.А. Леонтьев, Н.М. Шанский, Э.П. Шубин, Л.В. Щерба и др.).

А.Э. Бабайлова выделяет отличительные черты учебных текстов, которые сводятся к следующему: учебный текст является органическим компонентом системы текстов учебного пособия по определенной дисциплине; ориентируется на людей определенной социальной или национальной группы; предназначается не только для осмысления, но и для целостного усвоения содержащейся в нем информации; характеризуется высокой степенью новизны, содержательностью наполнения, наличием структурной и языковой организации, оптимальной для реализации целей и задач определенного этапа обучения (Э.А. Бабайлова, 1987: 11).

Значительный интерес для нас представляет предложенная Д.Д. Зуевым классификация учебных текстов, которая охватывает тексты учебников всех школьных дисциплин (Д.Д. Зуев, 1985). Ценность этой классификации для нашего исследования состоит в том, что она определяет специфичность учебных текстов, предназначенных для обучения иностранному языку среди учебных текстов других дисциплин.

Положив в основу типологии доминирующую дидактическую функцию (информационную, трансформационную, развивающе-воспитательную), Д.Д. Зуев выделил, соответственно, три группы текстов:

1)       учебные тексты, несущие по преимуществу информационную дидактическую функцию с целью формирования у учащихся системы представлений, понятий и суждений по основам наук (тексты по физике, химии, биологии, культурологии и т.д.);

 

2)  учебные тексты инструктивного, инструментально-практического характера, несущие по преимуществу трансформационную дидактическую функцию с целью выработки у учащихся системы умений и навыков (тексты по иностранному языку, черчению, физкультуре и т.д.);

3)  тексты, имеющие мотивирующий характер и несущие главным образом развивающе-воспитательную дидактическую функцию с целью выработки у учащихся системы эмоционально-ценностных отношений (ведущий компонент - формирование у учащихся определенного видения мира: тексты по изобразительному искусству, музыке и т.д.).

Опираясь на вышеприведенную классификацию, мы можем сделать вывод о том, что учебный текст, предназначенный для обучения иностранному языку, синтезирует все три дидактические функци: информационную, трансформационную, развивающе-воспитательную.

Значение учебного текста и его роль в учебном процессе непосредственно при обучении иностранному языку достаточно определенно показала Н.В. Витт, которая рассматривает учебный текст на иностранном языке как исходное речевое сообщение, несущее логико-семантическую информацию и организованное по принципу оптимальной насыщенности средствами, подлежащими изучению (Н.В. Витт, 1976).

В настоящее время текст является высшей единицей обучения речевой деятельности и как максимальная единица речевой коммуникации становится основным организующим звеном в учебном процессе. Учебный текст, используемый при обучении иностранному языку, является естественным по своим основным параметрам текстом, представляющим собой авторский вариант в исходном виде (или с незначительными изменениями), либо созданный преподавателем, и удовлетворяющий методическим требованиям обучения иноязычной речевой деятельности.

Текст как речевое произведение рассматривается в процессе обучения с точки зрения формы коммуникации (монолог, диалог, полилог), с точки зрения функционирования в определенных сферах коммуникации (научный, деловой, публицистический, и др.), с точки зрения композиции, способа изложения (повествование, описание, рассуждение).

Специфику учебному тексту, предназначенному для обучения иностранному языку, придают те особые функции, которые он выполняет в процессе обучения учащихся речевой деятельности на иностранном языке. Учебный текст выполняет следующие функции, связанные с совершенствованием речевых навыков и умений учащихся: служит стимулом к высказыванию, т.е. играет мотивационную роль; является единицей представления языкового материала, а также образцом определенного типа высказывания, по аналогии с которым ученик строит свои ответы; служит содержательной базой; является средством формирования и совершенствования речевых навыков и умений.

Многофункциональность учебных текстов позволяет говорить о следующих методических возможностях при работе с ними:

-      на языковом материале текста развивать продуктивные и рецептивные умения;

-      через содержательную сторону текста стимулировать развитие таких психических функций, как мышление, воля, чувства, фантазия;

-      на основе языкового и экстралингвистического материала текста обеспечивать учащихся культуроведческими знаниями.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/309779.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.