У нас уже 22598 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


СТАНОВЛЕНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня аксиология является интегральной, объединяющей в себе все социально-гуманитарные дисциплины, и становится все более востребованной в научном мире. Термин «аксиология» (от греч. axia - ценность и logos - учение, слово) был введен в научный лексикон в 1902 г. П. Лапи и в дальнейшем стал активно использоваться в различных областях гуманитарного знания. В настоящее время центральной категорией для аксиологии является понятие «ценность», прочно вошедшее в повседневную языковую практику. Так, в словаре русского языка ценность определяют как средство выражения стоимости какого-то материального предмета, т.е. «выраженная в деньгах стоимость чего-либо, цена» [180, с. 640].

Однако непросто найти общее определение ценности, в различных социально-гуманитарных областях научного знания эту категорию рассматривают с разных точек зрения, в зависимости от специфики объекта и предмета науки.

Например, в экономике «ценность» фактически тождественна «стоимости». Как отмечает Н.Н. Шаш, в условиях товарного производства ценность принимает форму стоимости, т.е. является исходной категорией по отношению к последней [209].

В культурологии ценности рассматриваются как общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться; ценности составляют основу нравственных принципов людей.

Существует множество дефиниций культуры, одно из которых определяет культуру как «реализацию верховных ценностей путем заботы о высших благах человека» [203, с. 42]. Ценности - важнейший системообразующий фактор культуры. Многие известные культурологи (С.Ф. Анисимов, Г.П. Выжлецов, К. Клакхон и др.) обоснованно полагают, что культурология не может обойтись без категории ценности, так как именно ценности формируют ядро того или иного периода культуры.

Аксиологическая проблематика широко представлена в социологических исследованиях таких авторов, как С. Ахиезер, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, У. Томас, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, П. Сорокин, Р. Мертон,

В.А. Ядов и др. В социологической науке ценности определяют как свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта; отражают социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности [170, с. 609]. ЛЛ. Рыбцова отмечает, что «ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществить социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях [175, с. 7]. Обобщая мнение ряда ученых, В.Б. Ольшанский утверждает, что ценности порождены обществом, они интегрируют отдельную личность в социальную систему [152, с. 471].

В психологии «ценность» определяется как значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений [121, с. 323]. Аксиологическая проблематика в психологии широко представлена в работах Б.Г. Ананьева, А. Маслоу, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, В. Франкла и др. «Ценности... производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека» [172, с. 369].

Ценности детерминируют процесс познания человеком социального мира и осуществляют психическую регуляцию поведения человека в социальной среде.

Д.А. Леонтьев отмечал, что в психологии ценности понимают порой как порождения сознания. При этом исследователь настаивал на важности различения непосредственно ценностей и ценностных представлений, присутствующих в сознании. Ценности, по Д.А. Леонтьеву, существуют в трех взаимопроникающих формах: общественные идеалы, предметное воплощение этих идеалов, мотивационные структуры личности [116].

Б.А. Братусь отмечает, что ценности, являясь важнейшим структурным компонентом направленности личности, создают основу для определения человеком вектора изменения себя как открытой саморазвивающейся системы

В работах В.И. Глушковой, Е.И. Гловахи, С.А. Минюровой, Ч.А. Шакеева, К.М. Щербаковой подчеркивается, что ценности, а также организуемое ими познание и мотивируемое ими поведение, задают важнейшие смыслы человеческой жизни. Не случайно Т.А. Маслова утверждает, что одна из главных заслуг современной психологии заключается в установлении самой тесной связи между волей человека и его ценностями [129].

Говоря о ценностях, нельзя не обратиться к работам американского психолога второй половины XX в. М. Рокича. Для него категория «ценность» имела особое значение в социальных науках. Ценности нужно изучать, чтобы лучше понять детерминанты общественного мнения. В представлениях Рокича поступками человека движут два рода ценностей - инструментальные и терминальные. Первые обычно используются для достижения какой-либо цели (отсюда и определение - инструментальные), а вторые представляют осознаваемые, жизненно значимые для индивида ценности сами по себе [238]. Исследователи работ М. Рокича отмечают, что он «рассматривает ценности как относительно независимые феномены разного уровня значимости, которые действуют в жизни человека по принципу случайности и могут трансформироваться под влиянием воспитания и культуры» [204, с. 50].

В формате инструментальных ценностей часто рассматриваются определенные личностные черты: ответственность, отважность, одаренность воображение, честолюбивость, организованность, честность, полезность, независимость и др. К терминальным ценностям, то есть к тем, к которым стоит стремиться в жизни, относятся: полноценная любовь, счастье, безопасность, внутренняя гармония, мудрость, спасение, свобода, дружба, красота, признание, уважение и др.

По Рокичу, ценности функционируют одновременно как устойчивые убеждения при выборе модели поведения, с одной стороны (инструментальные ценности), и как устойчивые убеждения, отражающие конечную цель индивидуального существования (терминальные ценности), с другой стороны.

Но более всего уделяется внимание изучению различных аспектов аксиологической проблематики в философии.

В философии категория «ценность» представлена в работах

С.Ф. Анисимовой, В.Г. Асеева, В.А. Василенко, А.Г. Дробницкого,

А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, В.П. Тугаринов и др. Так, А.Г. Здравомыслов определяет ценности как «материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для субъекта в социуме с позиций удовлетворения его потребностей и интересов» [74, с. 197]. При этом ценности в философии иерархичны, изменчивы, обладают социальной значимостью, способностью к образованию инверсивных связей.

Наиболее полным представляется определение, данное П. Менцером: «Ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относится с уважением, признанием, почтением» [108, с. 507].

Выделяют вещные (материальные) и духовные ценности. К первым относят предметы искусства, драгоценные металлы, недвижимость и пр. Изначально к ценностям этой категории относили все то, что способствует выживанию. Однако, как отмечает Е.В. Коротаева, «материальная основа может стать не целью, а средством, когда вещи, предметы быта создают предпосылки для развития духа, выполняя в этом случае только служебную роль. Духовные же ценности всегда считались ценностями высшего порядка - истина, добро, красота, свобода, мудрость, т.е. то, что делает человека человечным. Часто такие ценности связаны не столько с физической формой, сколько с отношением к ним окружающих - любование, восхищение, поклонение, преданность, фанатизм и т.д. Духовные ценности не содержат в себе корысти, переживания здесь не связаны с материальным интересом, выгодой или чувственным удовольствием. Именно эти ценности являются источником и основой нравственных, правовых, эстетических и других норм, упорядочивающих социальную жизнь общества» [105, с. 33].

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/313503.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.