У нас уже 22598 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» указывается, что «выпускники учреждений профессионального образования всех уровней имеют невысокий процент трудоустройства по специальности». Касательно будущих педагогов отмечается, что «лишь 30 процентов выпускников педагогических вузов приходят работать в школы, а в отдельных субъектах Российской Федерации после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых педагогов остается работать в системе образования» [102].

Следовательно, это является важной проблемой, некоторые пути решения которой намечены в программных документах федерального уровня.

Так, в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» к основным целям и задачам образования отнесена «подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности», что подразумевает подготовку профессионалов (в том числе и в сфере образования) на протяжении всей жизни и на всех ступенях образования [142].

В проекте «Профессионального стандарта педагога» (2013), который адресно ориентирован и на педагога дошкольной ступени образования, среди приоритетных направлений деятельности и задач педагога называются:

- Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

-Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

-Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

- Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами (и др.) [162].

Очевидно, что путь решения обозначенных задач самым непосредственным образом связан с формированием у студентов педагогического вуза определенных профессиональных ценностей, которые определяют и закрепляют направленность на педагогическую деятельность у будущих педагогов.

Формирование профессиональных ценностей к педагогической профессии у будущих специалистов - сложный социальный и педагогический процесс, неразрывно связанный с личностным и профессиональным самоопределением, развитием профессионально-значимых качеств личности и профессиональных способностей. Следовательно, работу по формированию и присвоению соответствующих ценностей необходимо вести на протяжении всего периода обучения в профессиональном образовательном учреждении (училище, колледже, вузе), что признается важным и значимым на уровне государственной политики в области образования.

Формирование профессиональных ценностей у будущих педагогов происходит в рамках вузовского образования, которое определяется как совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом [95].

Процесс вузовской подготовки будущего педагога включает в себя два вида деятельности: учебную (аудиторную и внеаудиторную) и внеучебную (воспитательную, профориентационную, досуговую и др.). Наиболее эффективный результат образовательной деятельности достигается в том случае, если эти со-процессы работают как единое целое.

Проанализируем, насколько вузовский процесс подготовки будущих педагогов соответствует задаче формирования профессиональных ценностей.

Учение составляет основной вид деятельности студентов, поэтому оно играет наиважнейшую роль в формировании будущего специалиста. Учебная деятельность и производственная практика, являющаяся ее продолжением, закладывают основы профессионального мастерства. Учебной деятельности принадлежит особое место и в становлении личности будущего специалиста, его мышления, социальных установок, характера, работоспособности (по исследованиям П.Я. Гальперина, И.И. Ильясова, А.М. Матюшкина,

А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной Б. Яворского.и др.).

В работе «Наши привычки» А.Т. де Николас отмечает важность организации учебного процесса, но вместе с тем он отмечает, что программа обучения сама по себе не является гарантией качественного образования; центральной проблемой является то, каким образом обеспечивается именно образование, а не индоктринацияі [235, р. 50].

Согласно ГОС ВПО (государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования), в результате вузовского обучения «Организатор-методист дошкольного образования» должен знать-, своеобразие детства как особого периода развития личности человека; пути приобщения детей и педагогов дошкольных образовательных учреждений к общечеловеческим, национальным, духовным ценностям, формирования активного отношения к миру; научные основы организации образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений; содержание, формы и методы управления дошкольным образовательным учреждением;

и уметь-, реализовывать современные образовательные программы и применять прогрессивные педагогические технологии в образовательном

1 Индоктринация - целенаправленное распространение какой-либо политической идеи, доктрины, учения в обществе или общественном слое для формирования определенного общественного сознания

процессе с детьми раннего дошкольного возраста в разных социокультурных условиях; проводить психолого-педагогическую диагностику детей раннего и дошкольного возраста; организовывать и проводить современные виды и формы методической работы с педагогами и родителями; планировать, организовывать, контролировать педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения и деятельность педагогического коллектива; регулировать взаимоотношения участников педагогического процесса, предвидеть и разрешать конфликтные ситуации; анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; применять методы психолого-педагогических исследований, обработки и анализа материалов, способы их оформления [54].

Как мы видим, в стандартах идет речь о конкретных умениях педагога ДОУ, но опускается тот аспект подготовки, что в профессиональные ценности педагога должно быть включено и отношение к субъектам деятельности, к собственному уровню подготовки. Эта идея оказывается имплицитной по отношению к содержанию осваиваемого образования в процессе подготовки будущего воспитателя, учителя.

Проанализируем с этой точки зрения содержательную часть ГОС ВПО, ориентированную на подготовку специалистов в области дошкольной педагогики. Общеизвестно, что основное содержание включает следующие циклы дисциплин: ГСЭ (общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины); ЕН (общие математические и естественнонаучные дисциплины); ОПД (общепрофессиональные дисциплины); ДПП (дисциплины предметной подготовки); ФТД (факультативные дисциплины).

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/313503.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.