У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Сущность и принципы интеграционных процессов. Интеграционное право

Экономическая интеграция развивается под воздействием объективных процессов интернационализации общественно-экономической жизни человечества. Она имеет свои принципы и закономерности, которые обуславливают ее сущность, формы и механизмы, формирования и проявления в конкретных природно­географических и социально-экономических условиях, складывающихся в мировоззренческом, идеологическом и политическом полях.[1]

Региональная экономическая интеграция - это защита не только от конкуренции мирового рынка, но и от экспансии, поддерживаемой глобализацией, это способ обеспечения устойчивости и самостоятельности развития каждой страны. Не рынок определяет макроэкономику, а макроэкономика и геополитика определяют национальные особенности рыночных отношений, которые может защитить на мировом рынке не каждая отдельная страна, а мощный единый экономический Союз.[2]

Термин «интеграция» (латинское слово «integratio»[3]) означает объединение разрозненных частей в нечто общее, единое, целое. Это слово употребляется в разных сферах жизни и отраслях науки: политике, биологии, математике и, конечно, в экономике. Но всюду под интеграцией понимают, по существу, всякого рода объединение.

Очевидно, что интеграция как правовое явление отличается от «просто» экономического сотрудничества. Наличие органов с наднациональными функциями и компетенцией субординационного порядка - характерная черта организаций, являющихся институциональной основой интеграции. Одной из форм проявления этого является образование международных судов, правомочных решать дела, связанные с проблемами интеграции.

В рамках интеграционных объединений проявляются элементы так называемого «права интеграции», которое можно отнести к отрасли международного права, определив его нахождение в Общей части международного права.

В целом право интеграции,[4] находится на переднем крае становления и развития глобальной правовой системы.

Современная система международно-экономических отношений находится в состоянии постоянного развития. Это связано с изменением баланса сил и интересов в межгосударственных отношениях. В мире существуют и формируются новые центры экономической силы - интеграционные объединения государств.

В результате межинтеграционных связей складывается единая «многополюсная» надстройка, связывающая воедино экономические интеграционные блоки государств. На этом фоне развивается «право экономической интеграции» как международно- правовой отраслевой институт международного экономического права.[5]

В рамках интеграционных объединений государств формируются наднациональные правовые режимы. Международные организации, являющиеся институциональной основой экономической интеграции, формируют право, обязательное для государств. При этом нормы права могут создаваться путем взвешенного голосования или большинством голосов (а не консенсусом).

Право интеграции наиболее быстрыми темпами становится наднациональным. Например, в тексте учредительного договора КАРИКОМ сформулирован принцип примата права интеграции над внутренним правом государств - членов (ст. 5 Договора Чагуарамос и ст. 4 приложения к нему)[6].

Международное разделение труда как основа развития интеграции имеет два относительно самостоятельных направления: международную специализацию и международное кооперирование производства хозяйствующих субъектов. В системе развития интеграционных процессов международное разделение труда и его кооперация представляют особый вид двуединого процесса общественного разделения труда между региональными системами хозяйства, отдельными предприятиями (производителями товаров и услуг) разных стран, входящих в эти системы (союзы, сообщества) и взаимодействующих в согласованных структурах.

Специализация как выражение международного разделения труда опосредуется определенными предпосылками в конкретной экономико-территориальной среде. Среди них одну из главных ролей играет природно-географический фактор. Он выступает как сырьевой, пространственный, дислокационный, функционально обеспечивающий потенциал отдельных компонентов материализованной среды общественного производства в определенных природных условиях его функционирования.

В то же время международное разделение труда опосредуется процессами экономической интеграции как системы общеэкономических отношений, решающих на различных межгосударственно-структурных уровнях территориальные экономические проблемы развития производительных сил, формирования качественно новых форм международных экономических связей и другие проблемы внешнеэкономической деятельности.[7]

На национальном уровне кооперация интегрирующихся стран проявляется в форме отраслевого, межотраслевого, внутрикорпоративного взаимодействия хозяйствующих субъектов. Это позволяет им лучше использовать резервы и преимущества отдельных стран и достигать как общих, так и своих частных интересов, которых в одиночку достичь невозможно.

Формы кооперации интегрирующихся стран на уровне международного разделения труда проявляются в рамках транснационального и внутригосударственного сотрудничества. Они включают в себя многоотраслевую, внутриотраслевую и суботраслевую деятельность хозяйствующих субъектов. Особой формой является и играет важную роль научно-техническое и производственно­технологическое кооперирование, а также коммуникационное и сервисное обслуживание. Научно-производственное кооперирование, охватывающее весь инновационно-воспроизводственный процесс, может объединять участников интеграционного процесса в различных сферах деятельности на уровне как внутригосударственного, так и межгосударственного сотрудничества.

Однако взаимодействие национальных экономик в разных регионах мира идет с разными скоростями. Во многих регионах государства - участники взяли курс на ускоренное экономическое взаимодополнение.

Процесс переплетения национальных хозяйств в единое экономическое пространство образует явление, получившее название экономической интеграции.

Таким образом, экономическая интеграция — это процесс взаимодействия в международной экономической системе публичных и частных лиц с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно циркулировать различные факторы производства:                                                                                                            товары/услуги, финансы,

инвестиции, рабочая сила.

При экономической интеграции государства - участники:

 

-  в ускоренном порядке упрощают административно-экономические границы на пути товаров, финансов, инвестиций, рабочей силы;

-  в приоритетном порядке унифицируют внутренние правовые режимы для наиболее благоприятного взаимодействия частных лиц и движения указанных факторов производства.

Процесс экономической интеграции происходит на двух уровнях - микроуровне и макроуровне.

Интеграция на микроуровне - это торговые, производственно-технологические, кооперативные связи между предприятиями, хозяйствующими субъектами - юридическими лицами, построенные на рыночной основе; это создание совместных предприятий и транснациональных производственных, коммерческих и финансовых структур.

Интеграция на макроуровне - это решения на межгосударственном уровне по созданию благоприятных условий для расширения торгово-экономических связей, кооперации и специализации производства, снятие ограничений для движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Кроме того, по территориально-пространственному охвату экономическая интеграция имеет место:

-  на универсальном уровне;

-  на региональном уровне;

-  на межрегиональном уровне.

Некоторые авторы выделяют также и секторальный уровень интеграции когда объединительные процессы происходят, например, на каком-то отдельно взятом международном товарном рынке, а также определяют форму экономической интеграции, которая может иметь управляемый и неуправляемый характер.[8]

«Управляемая» интеграция осуществляется посредством специально созданных для этого институциональных механизмов - международных организаций.

Реальная интеграция производства стихийно осуществляться не может. Следовательно, для того чтобы между любыми странами происходило реальное обобществление производства, необходимо сознательно развивать международное разделение труда и международную производственную кооперацию, руководствуясь, при этом определенными экономическими ориентирами.[9] Поэтому основополагающая особенность интеграционного сотрудничества состоит в том, что оно обязательно предполагает политическое решение правительств заинтересованных стран о преодолении экономических преград на этом пути (производственных, торговых, валютных, таможенных и др.), о переводе взаимного разделения труда на новый уровень и о широком развитии международной производственной кооперации. Без политической воли это было бы невозможно. Переход к международному региональному разделению труда обязательно предполагает сознательное совместное регулирование правительствами заинтересованных стран многих внешнеэкономических акций и изменение в соответствии с ними национальных процессов воспроизводства. На государство возлагается обязанность устанавливать правила игры в экономике и внешнеэкономической деятельности, следить за тем, чтобы эти правила соблюдались всеми участниками процесса экономической интеграции.

 


[1] См. подробно: Ковалев А.А. Международное экономическое право и проблемы ВЭД на современном этапе (уч.пособие). -                                                  М.:      Научная     книга, 1998; Ковалев А.А,

Внешнеэкономическая политика России в условиях глобализации // Международная жизнь. - 2001. - №23; КозикЛ.П., Кохно П.А. Процессы экономической интеграции государств СНГ// Экономист. - 1998. - № 2; Козик Л.П., Кохно П.А, Экономическая интеграция и теория управления сложными экономическими системами (предприятиями, концернами, ФПГ). - М.: Перспектива, 1999; Лозбенко Л.А. ВТО и международная торговля // Таможня в условиях глобализации внешней торговли: Сборник научных трудов. - М.: РИО РТА, 2000; Лозбенко Л.А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности: Монография. - М.: РИО РТА, 2000; Россия и её соседи. Проблемы интеграции и федерализма в странах СНГ. - М.: ИНИОН РАН, 1998; Сафронов В. Интеграция и стратегические цели социально - экономического развития стран СНГ // Российский экономический журнал. - 1996. - № 2; Семенов КА. Международная экономическая интеграция: Уч. Пособие для студентов вузов. - 2001; Тенденции развития региональных экономических объединений стран СНГ. - М.: Исполком СНГ, 2000; Чистяков Е.Г., Шульга В.А. Экономическая интеграция и национальный экономический рост. - М., 1999; Яров Ю. Глобализация экономики и развитие интеграционных процессов в СНГ // Российский экономический журнал. - 2001. - № 1; Материалы межпарламентских слушаний Комитета Совета Федерации по делам СНГ и Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС «Межрегиональное и приграничное сотрудничество в Евразийском экономическом сообществе: состояние и перспективы» от 5.03.2003 и другие.

[2] См.: Исиигарин Н.К. Проблемы интеграции в СНГ. - Алматы, 1998. - С.4; Горбунов Н.М. Межрегиональная экономическая интеграция:                                              тенденции,      факторы     и механизм

государственного регулирования: Дисс...д-ра экон. наук. 08.00.05.

[3] См.: Словарь иностранных слов. - М., 1996.

[4] См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право. - Ростов-на-Дону, 2003. - С.201.

[5] Там же. - С.485.

[6] Проблемы Латинской Америки и международное право, в 2-х книгах, колл, авт., книга 2, М., 1995.-С. 264-294.

[7] См.: Иголкин А.А. Международное разделение труда: модели, тенденции, прогнозы / А.А. Иголкин, В.В. Мотылев. - 1988 г.; Козырская И.Е. Международное разделение труда и интеграция национальных экономик. - Иркут, гос.экон.акад., 2001.

[8] См.:    Шумилов  В.М. Международное экономическое право. - Ростов-на Дону: Феникс,

2003. -С.197.

[9] См.: Общий рынок труда стран СНГ/ Н.Х. Курбанов, 2000; Общий рынок труда: регулирование цен / Г.В. Чернявская. Отв.ред. С.М. Никитин. - 1985.

См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право: Учеб.-метод, пособие. - М.: Всерос.акад.внеш.торговли, 2002; Он же Международное публичное экономическое право: Учеб.-метод. пособие. - М.: Всерос.акад.внеш.торговли, 2002; Он же. Международное экономическое право в контексте глобализации мировой экономики. Проблемы теории и практики: Автореф.дисс....д-ра юр.наук: 12.00.10. Дипломат.акад. МИД РФ, 2001; Он же. Международное экономическое право в эпоху глобализации. -       М.:

Всерос.акад.внеш.торговли, 2003.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/1426.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.