У нас уже 22599 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Мировой опыт развития правовых основ регионального интеграционного взаимодействия

В последние десятилетия в международных отношениях, в ряде международных экономических организаций особенно заметным стало явление регионализации. Региональные организации становятся средством ускоренного, скоординированного преодоления или устранения экономических границ между государствами региона. По мнению Шумилова В.М. экономический регионализм предполагает две главные формы — сотрудничество и интеграцию.[1]

Региональное сотрудничество решает ограниченную задачу. Прежде всего, государства содействуют развитию торговли между собой через установление взаимосвязей в экономической сфере, что предполагает некоторую либерализацию внутри данной группы государств движения различных факторов производства с целью стимулирования торговли.

При региональном сотрудничестве не затрагивается государственный суверенитет; оно требует единогласия государств - участников. Поскольку организация международного сотрудничества по определению не налагает каких- либо ощутимых ограничений суверенитета, большое число стран, вне зависимости от их уровня развития, использует эту форму на практике. Поэтому региональное сотрудничество ширится как среди развитых, так и среди развивающихся стран.

Экономическая интеграция имеет другие устремления. В своей наиболее продвинутой стадии она ограничивает суверенитет государств - членов, закладывая в их взаимоотношения элементы экономического федерализма.

В мировой экономической жизни накоплен достаточно большой опыт регионального интеграционного взаимодействия, и его следует учитывать при формировании тесных связей в Содружестве Независимых Государств и Евразийском экономическом сообществе. Особенно ценен опыт становления и развития

Европейского сотрудничества.[2] Формирование Европейского экономического сообщества, позднее преобразованного в Европейский союз, было продиктовано объективным стремлением к интернационализации производства и капитала. Сохранение малых и обособленных рынков стран Западной Европы не способствовало стабильному развитию экономики и ее росту, не давало возможности в полной мере и с максимальной отдачей овладевать достижениями науки и техники, препятствовало формированию крупных корпораций, способных конкурировать на мировом рынке. Помимо экономических интересов, дополнительным политическим фактором интеграции явилось стремление гарантировать мирное сосуществование на Европейском континенте.

Интеграционные процессы на континентах и в регионах мира различаются по характеру, движущим факторам, темпам развития. Во многих межгосударственных объединениях, созданных с целью интеграции, реальные объединительные силы еще очень слабы, отсутствуют достаточные непосредственные связи на уровне предприятий и национальных хозяйств в целом, не развита рыночная и финансовая инфраструктура, структура национальных хозяйств. С учетом этого провозглашение интеграционных целей некоторыми объединениями государств следует рассматривать лишь как подготовительную ступень к действительной интеграции.

В сфере права развертываются мощные интеграционные процессы, идет состыковка правовых систем отдельных стран, становится возможным единое регулирование, скажем, европейского права. Оказывается, правовые взгляды различных культур и обществ совместимы в большей степени, чем предполагалось в прошлом. Процессы, происходящие в современном мире в праве, требуют уже не прикладных, инструментальных, функциональных и других подобного рода его определений, а делают необходимым расширение горизонтов правопонимания.

Интеграция как правовое явление отличается от понятия экономического сотрудничества. Некоторые из этих отличий заключаются в следующем:

-   государства - члены интеграционного объединения передают интеграционному центру больший по сравнению с традиционными международными экономическими организациями объем компетенции;

-   в рамках интеграционного объединения создается специальный режим для движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, подпадающий под действие принципа наибольшего благоприятствования, если сторонами не согласовано иное;

-   международные экономические организации, являющиеся инструментами интеграции, имеют специфическую внутреннюю структуру, предусматривающую наличие не только органов по выражению и обеспечению национальных интересов государств - участников, но и органов по формированию и обеспечению общерегиональных интересов, в том числе органов с наднациональными функциями; характерной тенденцией становится образование международных судов, правомочных решать дела, связанные с проблемами интеграции;

в рамках интеграции происходит взаимопроникновение, слияние государственных интересов, а не только их координация, взаимодополняемость (баланс национальных интересов государств - членов и региональных интересов интеграционного объединения в целом).

-   в рамках интеграционных объединений проявляются элементы так называемого «права интеграции»,[3] обладающего определенной автономией как по отношению к внутреннему праву, так и к международному праву.

Не обязательно, впрочем, чтобы в интеграционных процессах того или иного межгосударственного объединения наличествовали все эти признаки полностью.

В целом можно утверждать, что для экономического сотрудничества в качестве метода правового регулирования более характерен метод координации, а для экономической интеграции - метод субординации (наднациональное регулирование).

В настоящее время наиболее ярким примером продуманной эффективной региональной интеграции считается пример Европы . Именно в Европе процесс экономической интеграции вплотную приблизил страны континента к существенным подвижкам в политической надстройке - по сути, в Европе уже создана некая экономическая конфедерация, и развитие конфедеративных основ продолжается в политической, государственно-правовой сфере.

Интеграционный процесс в Европе представляется своеобразной моделью перераспределения, разграничения исключительной компетенции государств - членов, передачи суверенных полномочий от государств к международным (наднациональным) органам.

Явление наднациональности возникает, как правило, в тех случаях, когда государства должны или вынуждены подчиняться нормам, созданным и/или вступившим в силу без согласия данных государств. Многие международные организации на основании уставной правосубъектности получили возможность обязывать своими конкретными действиями (решениями) государства - члены, не заручаясь их согласием на это в каждом отдельном случае.

Другими словами, международные организации приобрели в отношении суверенных государств - членов определенный объем самостоятельных распорядительных полномочий.

Признаки наднациональности присутствуют в деятельности ряда международных организаций регионального и универсального характера, в механизмах правового регулирования интеграционных процессов (в частности, в рамках ЕС).

Некоторые из таких признаков состоят в том, что:

-  внутреннее право наднациональной организации/объединения становится внутригосударственным правом его членов;

-  внутреннее право наднациональной организации/объединения генерируется органом, действующим юридически неподконтрольно государствам - членам и принимающим обязательные для государств решения вне зависимости от отрицательного к ним отношения со стороны одного или нескольких государств; при этом соответствующие вопросы полностью или частично изымаются из их ведения;

- международные чиновники, участвующие в органах наднациональных организаций/объединений, выступают в личном качестве, а не как представители государств;

решения                 принимаются                органами                   наднациональных

организаций/объединений большинством голосов, путем пропорционального (взвешенного) голосования.

Элементы наднационального регулирования появляются в международной торговой системе. Центральным элементом международного финансового права является «право МВФ», особенность которого - в наднациональном характере многих норм и принципов.

Наднациональный характер правопорядка ЕС усматривается в праве его органов издавать обязательные для всех государств и их граждан властные акты прямого применения, обладающие приоритетом перед внутригосударственным правом, принимать решения (по ряду вопросов) большинством голосов, а не консенсусом. При этом функционеры органов ЕС выступают в личном качестве, а не находятся на службе у государства своего гражданства.[4]

Наднациональность выступает как способ единообразного регулирования определенной области жизни государств. Наднациональность, с одной стороны, носит функциональный характер (является функциональным обрамлением объединительных тенденций, выражением практической взаимозависимости государств) и не выходит за пределы поля их влияния, а с другой - имеет самостоятельное бытие, независимое в определенных пределах от первоначальной воли государств.

Государства в зависимости от своих государственных интересов либо продвигают метод наднационального регулирования во все новые и новые сферы, либо, наоборот, сопротивляются такому регулированию там, где оно мешает (США, например, выступают против юрисдикции Международного уголовного суда в отношении американских граждан).

Внутреннее право государств и международное право во многих точках «сближаются» в некое качественное единство, правовую надстройку которая являются частью элементов, составляющих так называемое транснациональное право и наднациональное право. По мнению Шумилова В.М., это и есть зачатки глобальной правовой системы.

Для России и государств - членов ЕврАзЭС немаловажное значение имеет огромный опыт правового реіулирования экономической интеграции, накопленный Европейским Союзом (далее - ЕС). Хотя правовое регулирование экономической интеграции в ЕС осуществляется тремя самостоятельными международными организациями[5], спаянными единой институционной структурой[6], которая в то же время является институционной структурой ЕС, интерес к опыту ЕС обуславливается тем, что указанная интеграция с самого начала осуществляется на основе принципов рыночной экономики и стремится к созданию единого рынка государств - членов ЕС. Механизм правового регулирования интеграционного процесса в ЕС имеет международно-правовой характер, опыт его функционирования может быть использован всеми государствами - членами ЕврАзЭС, стремящимися осуществить реформирование своей экономики на рыночных принципах.

Изучение права экономической интеграции ЕС позволяет понять основные закономерности формирования на межгосударственной основе общего рынка, что может быть использовано Российской Федерацией в целях совершенствования вопросов юридического блока стратегии развития государств - участников СНГ и ЕврАзЭС, поиска новых международно-правовых форм интеграции республик на постсоветском пространстве.[7]

Право ЕС в настоящее время включает не только право экономической интеграции, но и нормы, регулирующие сотрудничество по вопросам внешней политики и политики в сфере безопасности, а также нормы, устанавливающие сотрудничество полицейских служб и органов правосудия по уголовным делам.

 


[1] См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. - М.: Международные отношения, 2003. - С.55

[2] См.: Густое В.А. - Председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ, член бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС. Выступление/ Стенограмма межпарламентских слушаний Комитета Совета Федерации по делам СНГ совместно с Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС «Межрегиональное и приграничное сотрудничество в Евразийском экономическом сообществе: состояние и перспективы» от 5.03.2003.

[3] См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. - М.: Международные отношения, 2003. - С.55.

[4] См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. - М.: Международные отношения, 2003. - С.59.

[5] Европейское экономическое сообщество, Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское агентство по атомной энергии (Евроатом).

[6] Понятие единой институционной структуры, часто встречающееся в договоре о Европейском Союзе означает, что сам Союз и три международные организации, на которые он опирается, имеют единые институты или главные органы (Совет, Комиссию, Европейский парламент. Суд ЕС, Счетную палату).

[7] См. подробнее: Капустин А.Я. Международно-правовые проблемы природы и действия права ЕС: Дисс...д-ра.юр.наук. - М., 2001.

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/1426.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.