У нас уже 22655 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Педагогический потенциал ИКТ в формировании социокультурной компетенции у студентов педвуза

Возникновению информационных социальных отношений, построенных на применении информации и различных подходов к ее доступу, хранению и распределению, послужило бурное развитие информационно-коммуникационных технологий и компьютерной техники. Технические возможности ИКТ обес­печили развитие моментальной связи и интерактивного взаимодействия практически со всем миром для индивидов и между группами индивидов.

Студенчество является главным потенциалом развития современного информационного общества. Именно с формированием творческих способ­ностей молодых людей связано будущее страны. По этой причине одной из приоритетных задач современного профессионального образования признает­ся информатизация образования, ориентированного на развитие у студентов личностных качеств и компетенций, которые необходимы для их успешной работы в современных условиях, и на формирование осознанной позиции и поведения в будущей профессиональной деятельности.

Анализ литературы (Т. А. Болдова, Е. И. Дмитриева, В. А. Коломиец, Т. А. Лавина, И. В. Роберт и др.) показывает, что ИКТ - особые технологии, направленные на инициативную, самостоятельную деятельность студентов, на решение важных вопросов информатизации образования. Комплексная модернизация системы образования связана с повышением эффективности и результативности всего образовательного процесса благодаря новым воз­можностям информатизации образования [17, с. 3].

Основные направления информатизации образования нашли отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-Ф3) [1]; Федеральном законе «О высшем и послевузов­ском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от

06.10.2011)       [2]; ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогиче­ское образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. 22.12.2009 № 788) [3]; Концепции информатизации сферы образования Российской Фе­дерации [4]; Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года (от 1.10.2008 № 94-3) [5]; программе стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический ин­ститут имени М. Е. Евсевьева» (МордГПИ) «Педагогические кадры для ин­новационной России» на 2012-2016 гг. [6]. Перечисленные нормативно­правовые документы предусматривают создание единой информационно­коммуникационной среды и внедрение в образование технологий электронно­го взаимодействия в форме организации интерактивного диалога.

Информатизация - процесс создания оптимальных, социально- экономических и научно-технических условий для формирования и исполь­зования информационных ресурсов на основе удовлетворения информацион­ных потребностей студентов посредством применения современных ИКТ и развитой инфраструктуры [152].

Соглашаясь с мнением Т. А. Лавиной, отметим, что одним из факторов конкурентоспособности высшей школы в условиях целенаправленно органи­зованного процесса информатизации образования сегодня является наличие педагогических кадров и других специалистов сферы образования, способ­ных решать весь комплекс задач, стоящих перед вузом. «Педагогические кадры - это носители идей обновления, модернизации образования на базе реализации возможностей средств ИКТ» [88].

Рассмотрим основные определения и термины в области ИКТ.

Базовым понятием в нашем исследовании является информация, кото­рую ученые (Е. А. Гончаренко, В. С. Знаменский и др.) ставят в один ряд с такими философскими категориями, как материя и энергия. Первоначально информация определялась как сведения, передаваемые людьми устно или письменно. В связи с техническим прогрессом (с середины XX в.) термин «информация» принимает облик общенаучного понятия, обозначая обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом [140]. Исследованием установлено, что в настоящее время известные ученые по-разному опреде­ляют понятие «информация». С точки зрения Н. Винера, информация есть позиционирование содержания в процессе приспособления к внешнему миру. Л. Н. Бриллюэн определяет информацию как отрицание энтропии. У К. Э. Шеннона это коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность. У. Р. Эшби рассматривает информацию в качестве пере­дачи разнообразия [82].

Соглашаясь с мнением А. В. Кирьяковой [76] и основываясь на каче­ственном анализе определения понятия «информация», данного учеными (Е. А. Гончаренко, В. С. Знаменский и др.), предлагаем рассматривать ин­формацию как базовую ценность нравственно-эстетических достижений че­ловечества с позиций ее влияния на развитие личности.

Технология является следующим базовым понятием нашего исследова­ния. По мнению М. И. Маркова, она определяется как способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных, выполняющихся более или менее однозначно и имеющих целью достижение высокой эффективности, взаимосвязанных процедур и операций. Под процедурой М. И. Марков понимает набор действий по осу­ществлению того или иного главного процесса или его отдельного этапа, ко­торый выражает суть конкретной технологии. Операцией он называет непо­средственное практическое решение задачи в рамках данной процедуры. Другими словами, процедура и операция есть «однородные логические неде­лимые части конкретного процесса» [101].

По Е. Н. Смирнову, технология - это «совокупность и последователь­ность процессов и методов преобразования исходных материалов, позволяю­щих получить продукцию с определенными заданными параметрами» [138].

В исследовании определено, что любая научно и практически обосно­ванная технология или технологический процесс, характеризующийся поэтап­ным и координированным выполнением взаимосвязанных действий и одно­родностью выполнения процедур и операций, включенных в технологию, яв­ляется важным условием достижения поставленной цели и результатов.

В педагогической науке сегодня широко используется понятие «техно­логия». Педагогическая технология определяется учеными как комплексное описание формирования личности студента, включающее содержание обуче­ния, организационные формы и дидактические процессы (В. П. Беспалько); процесс достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков); мо­дель учебного процесса с совместной педагогической деятельностью по ее проектированию, организации и проведению (В. М. Монахов); совокупность средств, используемых для достижения педагогических целей, и порядок их функционирования (М. В. Кларин) и др. [170, с. 20].

У В. А. Сластенина под педагогической технологией подразумевается упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, которые ин­струментально обеспечивают достижение результата в изменяющихся усло­виях образовательного процесса [135].

Три аспекта в понятии «педагогическая технология» выделяет К. Г. Селевко:             научный, процессуально-описательный, процессуально­

действенный. По его мнению, педагогическая технология функционирует как в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, так и в ка­честве реального процесса обучения с применением системы способов, принципов и регуляторов [129]. Как отмечает И. Ф. Исаев, существует определенный разрыв между теорией и практикой, где промежуточным звеном является педагогическая технология, позволяющая действительно связать теорию и практику [69].

В исследовании принимается точка зрения Т. Н. Тихонова, который рассматривает педагогическую технологию как способ реализации содержа­ния обучения, обеспечивающий наиболее эффективное достижение постав­ленных целей с помощью системы форм и методов обучения [150].

В современной научно-педашгической литературе рассматриваются различные ви­ды педагогических технологий: программированные, информсщионно-коммуникщионнъге, диалоговые, задачные, игровые, тренинговые, личностно-ориентированные и тд.

Считается, что любая педагогическая технология является информаци­онной. Так, Д. Ш. Матрос указывает, что педагогическая технология предна- значена для переработки и передачи информации, необходимой для усвоения учащимися [102]. Он также отмечает, что «говорить об ИКТ можно только в том случае, если: 1) они удовлетворяют основным принципам педагогиче­ской технологии (первоначальное проектирование, систематическое воспро­изведение, целостное использование); 2) они решают задачи, которые ранее в дидактике не были решены ни теоретически, ни практически; 3) они являют­ся средством подготовки и предоставления информации обучаемому» [102].

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/313509.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.