У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Система формирования способностей к интерпретации у музыкантов- исполнителей

Процесс профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей происходит в вузовской педагогической системе, которая всегда направлена на определённую цель или комплекс взаимообусловленных целей (И.В. Адоевцева). В вузе происходит трансляция знаний в их специфически систематизированном виде, фиксирующем общий уровень научного осмысления действительности - знаний общих и специальных, а также подготовка специалиста к практической профессиональной деятельности, способного творчески развивать науку и практику.

Сегодня профессиональное образование переживает серьёзные перемены, связанные с попытками пересмотра его роли и статуса в образовательной системе страны, оптимизации содержания и форм подготовки профессиональных кадров (В.В. Левченко). Учебный процесс требует оптимизации всех его составляющих. Под оптимизацией педагогического процесса учёные понимают выбор лучшего из возможных результатов, что требует в каждом конкретном случае опредёленного плана деятельности, содержания, методов, средств, форм обучения и воспитания [19,4].

Профессиональная подготовка специалистов обеспечивает формирование знаний, умений и способностей, необходимых им в конкретной сфере профессиональной деятельности. В системе музыкального образования требуется формирование способностей к интерпретации музыкального произведения, как свойства личности, которое реализуются в процессе присвоения личностью совокупного человеческого опыта, зафиксированного в произведениях культуры.

В результате пилотажного исследования, проведённого нами (2008- 2012 гг.) среди студентов V курсов Института музыки (консерватории) Самарской академии культуры и искусств (110 студентов специальности инструментальное исполнительство), выявлены проблемы. На завершающем этапе изучения психолого-педагогических и методических аспектов специальных дисциплин студенты недостаточно осознают смысл понятия «интерпретация», не придают особого значения интерпретации в своей деятельности, как профессионально значимого свойства личности. Так, по результатам анкетирования было выявлено: 43% студентов понимают под интерпретацией первое эмоциональное впечатление, идейный замысел; 36% - новое видение и прочтение произведения (новое содержание произведения); 21 % студентов ассоциируют это понятие с индивидуальным подходом к исполнению (своя динамика, темп, аппликатура). Таким образом, даётся характеристика, свидетельствующая об узком понимании интерпретации. Хотя студенты осознают, что способности к интерпретации можно приобрести, сформировать и развить в исполнительской деятельности.

В качестве показателей успешной интерпретации на концертной эстраде студенты выделяют: уверенность выступления - 43 %; умение перевоплощаться - 17%; умение заражать своей игрой - 29%; способность к эмоциональному заражению слушателя - 11%. Студенты отмечают, что у них не развиты способности к интерпретации, они боятся выражать своё мнение и проявлять свою инициативу, зажаты во время исполнения программы и готовы к формированию способностей к интерпретации в процессе учебной деятельности.

Мы обратились к рассмотрению содержания профессиональной подготовки и методик преподавания учебных дисциплин, которые могут способствовать развитию групп способностей к интерпретации у музыкантов- исполнителей. Содержание, как философская категория, представляет собой единство элементов, свойств, связей, противоречий и тенденций. Содержание, как совокупность элементов, представляет собой внутреннее состояние педагогического процесса, которое проявляет себя в какой-либо форме.

Система образования, обеспечивая становление личности, осуществляет передачу культуры поколениям, реализую функции научения, развития и воспитания. Содержание профессиональной подготовки предусматривает участие обучающихся в социальной, квазипрофессиональной деятельности, которое влияет на мировоззрение, определяет систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию личности, её отношение к миру и нахождение в нём своего места. Источником содержания профессионального образования является социальный опыт человечества, закреплённый в материальной и духовной культуре. Каждая эпоха наполняет культуру новым, только ей свойственным содержанием, отвечающим потребностям и задачам. Профессиональное образование является единством всех основных элементов целого (профессиональной деятельности), его свойств и связей, существующих и выражаемых в форме, адекватной потребностям общества, и неотделимое от него [146, 190]. Профессиональное образование, как процесс обогащения знаний, умений и навыков, необходимых для занятия определённым видом деятельности, характеризуется различными образовательными концепциями. Гуманистическая концепция ориентирует процесс на саморазвитие, признание самоценности личности и создание условий для творческой реализации.

Под содержанием профессионального образования в педагогической науке понимается: система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми необходимо овладеть в процессе обучения; совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определённый уровень развития познавательных сил и практической профессиональной подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. По мнению ряда исследователей (И .Я. Лернер, М.Н. Скаткин), содержание образования представляет собой педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого

отношения, освоение которой призвано обеспечить формирование личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества [105,       45]. Таким образом, содержание

профессионального образования является педагогически адаптированной системой знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, освоение которой обеспечивает профессиональное развитие личности. Обратимся к современной дидактике, которая выделяет несколько уровней рассмотрения и отбора содержания образования. На теоретическом уровне оно предстаёт в виде обобщённого системного представления о составе (элементах), структуре и общественных функциях передаваемого социального опыта в его педагогической интерпретации. На уровне учебной дисциплины определённые части содержания образования выполняют специфические функции в общем образовании. На уровне учебного материала даются конкретные, подлежащие усвоению, элементы содержания образования, входящие в курс обучения. Таким образом, содержание профессионального образования раскрывается в образовательных программах, учебных планах и учебных пособиях. Основными условиями, влияющими на конструированиё содержания профессионального образования, выступают потребности общества, являясь одним из факторов его экономического и социального прогресса, способствующего самоопределению личности, создавая условия для её самореализации. Содержание профессионального образования, обеспечивая соответствующий мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, нацелено на совершенствование, а также воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества; на формирование профессиональной картины мира для определения личности в мировой и национальной культуре [3 8].

Отбор содержания профессионального образования осуществляется не только в логике науки, но и через модель специалиста - в логике будущей профессиональной деятельности (предмет учебной деятельности, последовательно трансформируемый в предмет профессиональной деятельности), что придаёт целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям. Кроме того, задаётся и пространственно-временная координата развёртывания содержания, сценарный план и ролевая инструментовка профессиональной деятельности в соответствии с её содержанием. Всё это развёртывается в ходе профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка - это процесс реализации совокупности специальных знаний, умений и навыков, опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по профессии.

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/313510.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.