У нас уже 22598 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Особенности профессионального общения в деятельности инженера

С целью выявления особенностей профессионального обще­ния в деятельности инженера обратимся к понятиям «инженер», «профессионально важные качества инженера».

Сегодня инженерное образование ориентирует процесс под­готовки специалистов широкопрофильной деятельности. В то же время современное инженерное образование необходимо рас­сматривать как основу усиления нравственных начал в техниче­ской деятельности, развития гуманитарного потенциала инже­нера.

Словарь иностранных слов дает следующее определение по­нятию «инженер» - это специалист в какой-либо области техни­ки с высшим техническим образованием [160, с.236].

Понятие «инженер» несёт в себе квалификационные требова­ния к достаточно широкому кругу профессий, подготовка по ко­торым осуществляется по программам инженерного образова­ния.

Согласно классификации профессий Е.А. Климова, деятель­ность «инженера» относится к типу «человек-техника».

Современный инженер - эго специалист, обладающий высо­кой культурой, хорошо знающий современную технику и техно­логию, экономику и организацию производства, умеющий поль­зоваться инженерными методами при решении инженерных за­дач и в то же время обладающий способностью изобретательст­ва. Конкретные формы труда инженера и профессиональные требования его деятельности зависят от того, к какой профес­сиональной группе он принадлежит:      1) инженер-конструктор

(разрабатывает конструкцию прибора, оборудования и пр.); 2) инженер-технолог (разрабатывает сам процесс обработки изде­лия или продукта); 3) инженер-экономист (занимается экономи­ческим анализом и планированием путей достижения опреде­ленных экономических результатов); 4) инженер-организатор труда (административно-хозяйственная деятельность).

Своеобразие деятельности инженера в сравнении с другими видами человеческой практики заключается в изобретательстве, конструировании, проектировании, создании систем, преобра­зующих материалы, энергию, информацию в более полезную форму. Инженерная деятельность - это деятельность по интел­лектуальному обеспечению процессов создания искусственных систем в соответствии с социотехническими потребностями об­щества [191].

В научной литературе одним из наиболее распространенных подходов к теоретическому анализу инженерной деятельности является описание системы профессионально важных качеств специалиста, которыми должен владеть инженер для выполне­ния различных видов профессиональной деятельности.

Анализ содержания Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации подготовки инженеров по специальности 650900, 654500 [38, 39, 40] позволил выделить следующие виды про­фессиональной деятельности: проектно-конструкторской, ис­следовательской, эксплуатационной, монтажно-наладочной, ор- ганизационно-управленческой.

В целях определения профессионально важных качеств ин­женера обратимся к профессиограмме инженера. Согласно оп­ределениям А.К. Марковой, В.А. Толочека, профессиограмма - это обобщенная модель успешного специалиста в данной облас­ти; это научно обоснованные нормы и требования профессии к качествам личности специалиста, которые позволяют ему эф­фективно их выполнять [103, 169].

В контексте профессиографии профессионально важные ка­чества (ПВК) рассматриваются некоторыми специалистами[12, 21, 169] как компоненты профессиональной пригодности. Про­фессионально важными качествами В.Д. Шадриков называет «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее овладения» [180, с.68].

В профессиограмме «инженер» Е.С. Романова [147] разделя­ет профессионально важные качества, обеспечивающие успеш­ность выполнения инженерной деятельности на личностные ка­чества инженера: повышенный интерес к технике, методич­ность, рациональность, самостоятельность, наблюдательность, изобретательность, и на способности: технические способно­сти, математические способности, способность принимать и внедрять новое на практике, способность воспринимать, сопос­тавлять и анализировать большое количество информации, спо­собность эффективно проводить деловое общение.

Инженер, выполняя и координируя основные функции про­фессиональной деятельности, осуществляет их в непосредст­венном контакте с сотрудниками трудового коллектива. Роль коллективной формы труда отражается в личностных качествах, связанных с профессиональным общением и взаимодействием.

Под профессионально важными качествами инженера будем понимать такие личностные качества инженера, которые влияют на эффективность профессионального общения для успешного решения профессиональных задач.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/316246.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.