У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Особенности гуманизации педагогической системы образовательного учреждения как инновационного процесса

Как отмечалось во Введении и в первых параграфах главы, идеи гумани­зации не являются совершенно новыми для отечественной системы образования. В различные периоды развития педагогической науки и образования эти идеи по-разному трактовались и принимались и учеными- педагогами, и практиками, а также государственными органами управления системой образования. Как известно, теоретическая разработка каких-либо педагогических идей не всегда гарантирует успешность их реализации в практике. История показывает, что богатый опыт педагогов-гуманистов (Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского) не находил массового применения в отечественной системе образования.

Понятия «гуманизация» и «демократизация образования» в отечествен­ном образовании начали широко использоваться после 1917 года. Однако понятие «гуманизм» в общественных науках в советский период истории России рассматривалось с классовых позиций: противопоставлялись «буржуазный гуманизм» и «социалистический гуманизм — последовательный, действенный, пролетарский, цель которого - освобождение трудящихся всех рас и наций от эксплуатации, социального гнета и неравенства путем непрерывной борьбы с угнетателями...». Демократизация общества как путь утверждения идей «социалистического гуманизма» рассматривалась как процесс перестройки общества на принципах «социалистического демократизма»: все граждане независимо от пола, нации, расы, пользуются равными правами во всех сферах жизни, участвуют в управлении государст­вом. Поэтому процесс демократизации школы в 20-е годы включал прежде всего предоставление права всем эксплуатируемым сословиям получать образование, иметь свободу выбора, участвовать в управлении учебно- воспитательным процессом. Примерно до 1929 года в советской педагогике

разрабатывались альтернативные философские концепции образования. Направлениями педагогического поиска были:                                                          социально­

рационалистическое, социально-реформаторское, технократическое, антрополого-гуманистическое, концепция свободного воспитания, «космическая педагогика». Социально-рационалистическое и социально­реформаторское направления имели официальный статус [139].

В исследованиях М.В. Богуславского, Р.Б. Вендровского, Ф.Ф. Короле­ва, Э.И. Моносзона, Л.Н. Скаткина, А.И. Пискунова, в работах педагогов 20 - 30-х годов (П.П. Блонского, Б.В.     Всесвятского, Б.П. Есипова,           А.Г.

Калашникова, Н.К.            Крупской, А.И.   Кондакова, М.В. Крупениной,       А.П.

Пинкевича, М.М.               Пистрака, М.М.   Рубинштейна, С.Т.       Шацкого,   В.Н.

Шульгина), посвященных проблемам демократизации школы, отмечается важнейший момент в истории отечественного образования - отход от принципа приобретения «готовых знаний». Новая школа переходила к активным методам обучения и воспитания, включения детей в самоуправле­ние жизнедеятельностью школы, в управление учебно-воспитательным процессом на основе применения исследовательского метода (Б.В. Всесвятский, С.Т. Шацкий); дальтонского лабораторного плана, где детям предоставлялось право самодеятельности (П.П. Блонский, И.В. Эвергетов, А.Г. Калашников, Н.А. Горбунов); бригадно-лабораторной системы, выросшей из дальтон-плана; проектной системы.

А.П. Пинкевич, П. Архангельский, Б.П. Есипов уделяли большое внима­ние проблемам общественной направленности педагогического процесса.

Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский отмечали первостепенную роль воспитания в педагогическом процессе, включения детей в самоуправ­ление, развития их самодеятельности. Однако в начале 30-х годов с установлением тоталитарного режима уходят из педагогической науки и практики идеи демократизации учебно-воспитательного процесса.

В начале 90-х годов начинается новый этап в теоретическом обоснова­нии и практической реализации принципов развития отечественной системы образования: гуманизации, демократизации, гуманитаризации.

В современных условиях социально-экономического развития общества в понятия «гуманизация», «демократизация» и «гуманитаризация» вкладывается иной смысл, по сравнению с 20-ми годами.

В современных условиях идея гуманизации образования несет элемент новизны, так как направлена на качественное изменение всей системы образования, многие десятилетия функционировавшей на принципах императивного и социоцентрического подходов.

В социальном плане под понятием «гуманизация» понимается процесс приобщения к общечеловеческим ценностям, процесс развития и приобрете­ния какой-либо социальной системой определенных черт, направленных к человеку и приводящих к кардинальному изменению социокультурной среды: изменение отношения человека к человеку и изменение характера взаимодействия между людьми при условии добровольного свободного выбора позиции и стиля поведения, которые не могут быть навязаны извне приказом, законом и т.д. Это два взаимосвязанных процесса, без которых гуманизация среды невозможна.

Гуманитаризация как проникновение в человековедческие проблемы, и демократизация как предоставление равных прав и свобод всем субъектам жизнедеятельности являются составными компонентами процесса гуманизации социальных систем.

Сущность понятия «гуманизация» в педагогических исследованиях сохраняет ряд основных, инвариантных признаков: это процесс, переход к гуманистическим ценностям, поворот к человеку и его проблемам, это признание самоценности человека и создание условий для свободного его саморазвития. Мы рассматриваем гуманизацию педагогической системы образовательного учреждения как процесс качественного изменения всех ее элементов, совокупное взаимодействие и взаимовлияние которых ведет к ее новому состоянию, соответствующему общечеловечески^ гуманистическим ценностям. Это переход педагогической системы образовательного учреждения от функционирования на принципах нормативно-формирующей парадигмы к функционированию на гуманистических принципах. Педагогическая система образовательного учреждения как саморазвивающая- ся и самоорганизующаяся может осуществлять этот переход стихийно, как открытая система, и целенаправленно в ходе осознанной деятельности ее субъектов, организующих ее перевод в другое состояние и качество функционирования.

Анализ работ, посвященных гуманистическим идеям в педагогических исследованиях, позволил выявить ряд общих, инвариантных признаков, присущих гуманистическим образовательным учреждениям.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/298938.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.