У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИ-РОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ

Исходя из цели, задач исследования, анализа научного понятия “биоценоз” и закономерностей его функционирования, мы проана­лизировали психолого-педагогическую литературу для определения сущности представлений и особенностей их развития в дошкольном возрасте. Нас интересовало формирование представлений как чув­ственной основы элементарных научных понятий, которые склады­ваются у детей не только в процессе чувственного, но и логического Познания. Диалектика чувственного и логического включает пред­ставление как звено перехода от конкретного к абстрактному. Пред­ставление, таким образом, можно рассматривать как итог чувствен­ного познания мира и ступень перехода от ощущений к мысли. Отечественными физиологами убедительно доказано, что “...корни мысли у ребенка лежат в чувствовании, ... что все данные для пре­вращения ощущения в мысль лежат в основных факторах развития мысли: воздействиях внешнего мира на нервно-психическую органи­зацию. Результатом этих изменений должна явиться мысль со всем разнообразием ее объектов, ее переходов от конкретного к абст­рактному и от общего к частному...” [187].

Представления возникающие на основе непосредственного от­ражения мира, составляют основной, исходный фонд чувственных знаний личности. Эти представления сохраняются в памяти и необ­ходимы для узнавания, ориентировки в окружающей действительно­сти. “...Как будто человек, пройдя первоначальную школу знаком­ства с внешним миром переносит изученные им здесь предметные связи, зависимости и отношения на новые объекты, несмотря на то, что на своем настоящем месте они (т.е. эти связи и отношения) всегда имеют в глазах человека смысл реальностей, а в перенесении получают смысл только условный или фигуральный” [142]. Но представления могут быть вызваны также чтением книг, просмот­ром кинофильмов, напоминанием об объекте и т.п. в случае, если ребенок с чем-то подобным сталкивался в реальной окружающей обстановке.

Классификация представлений в психологической литературе достаточно разнообразна (Л.А.Венгер, В.В.Зеньковский, А.А.Люб­линская, А.М.Монич, Д.Ф.Петяева, Ж.Пиаже, М.М.Харшани и др.). В зависимости от особенностей предмета ученые выделяют представления визуальные, за которыми стоит конкретный образ, и абстрактно-логические, выражающие абстрактные понятия. В соот­ветствии с двумя основными формами существования материи пси­хологами выделяются представления о пространстве и времени, а также репродуктивные и антиципирующие (предвосхищающие), которые могут быть статическими, кинетическими и преобразующи­ми. Как утверждают ученые, все виды представлений начинают складываться в дошкольном детстве и развиваются в процессе даль­нейшего освоения детьми окружающего мира.

Поскольку знания о мире природы отличаются по степени обобщения мы рассмотрели и такие виды представлений как еди­ничные, обобщенные и схематизированные. В основе единичных лежат отдельные знания о конкретных предметах, их связях с ок­ружающим. Обобщенные представления складываются на основе обогащения единичных и включают существенные признаки группы сходных объектов или предметов. Поэтому в содержание знаний де­тей необходимо включать знания не только об отдельных предметах и явлениях, но и группах предметов и их совокупности на более обобщенном уровне (обобщенные представления и понятия).

Современная наука во все большей степени выражает результа­ты познания мира в графических моделях, схемах, рисунках, кото­рые носят характер ^схематизированных представлений.

При формировании представлений у дошкольников следует учи­тывать их характерные особенности, они:

—                        являются отражением предметов и явлений, которые воспри­нимались в прошлом опыте и в данный момент не действуют;

—                        носят наглядный характер;

—                        отличаются изменчивостью.

Представления по полноте и характеру отражения объективной дей­ствительности занимают как бы промежуточное место между ощу­щением и восприятием, с одной стороны, и понятиями — с другой. Нет ни одного представления, которое не было бы в той или другой своей части раньше восприятием. Переход от ощущения к воспри­ятию и от них к представлению прослеживается в фило- и онтоге­незе и постоянно повторяется в процессе чувственного познания. Это закономерное углубление знаний о мире. Поэтому, как указы­вают ученые, точность и полнота восприятия детьми предметов и явлений, выделение наиболее существенного и характерного в них зависит от организации процесса восприятия. Чем слабее сила воз­действия, тем беднее запас представлений.

Отечественными психологами рассматривается развитие детско­го восприятия как овладение различными видами перцептивных действий, обеспечивающих адекватное отражение окружающих предметов и свойств. Они указывают на активность и избиратель­ность процесса восприятия. Хотя восприятие и является отражени­ем свойств предметов, непосредственно воздействующих на рецеп­торы, оно оказывается опосредованным определенными формами прошлого опыта.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста свойствен­на фрагментарность восприятия, выражающаяся в том, что при оз­накомлении с объектом воспринимаются отдельные его свойства, признаки, чем-то привлекшие их внимание. С возрастом объем вос­приятия расширяется, а вслед за этим возрастает и продуктивность образной сферы. Это учитывалось нами при выборе количества объ­ектов, с которыми мы знакомили детей на лугу.

По мысли ученых, восприятие ребенком окружающего мира за­висит от его возрастных и индивидуальных особенностей, а также от эмоционального состояния. “...Отражение человеком мира осу­ществляется с той специфической индивидуально неповторимой по­зиции, которую он занимает в этом мире...” [18, с. 3]. В этом сущ­ность субъективности представлений, индивидуальные различия в представлениях детей об одних и тех же предметах и явлениях. Полной идентичности в мире образов-представлений не существует, как утверждают психологи, и не следует к этому стремиться, но при наличии неправильных, ненаучных представлений, их нужно целе­направленно изменять.

Образ предмета внешнего мира как результат очень быстрого схватывания в процессе восприятия каких-то отдельных особенно­стей объекта — всегда расплывчатый, лишенный деталей. Этим объ­ясняется важность глубокого анализа объекта в процессе его вос­приятия и дальнейшей его фиксации в форме единичных, а затем и обобщенных представлений. В этом случае индивидуальные призна­ки отдельных предметов и явлений стираются, и представление, те­ряя свою наглядно-чувственную основу, превращается в понятие, которым дети могут оперировать в процессе дальнейшего познания.

Представления и понятия составляют общую в своем единстве кар­тину мира. Сущность представлений состоит в том, что они — обоб­щенный образ действительности, сохраняющий важные для особи и личности особенности окружающего мира. Представления — ис­ходные данные для оперирования в сознании “слепками” действи­тельности.

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/304600.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.