Быстрый переход к готовым работам
|
Общая характеристика системы исполнительных органов государственной власти в области охраны и использования животного мираОхрана и использование животного мира представляют собой довольно сложную сферу социальной жизни, в которой находятся объекты природы, граждане, юридические лица, в том числе, организации всех форм собственности, государственные органы, органы местного самоуправления. В данной сфере регулируются вопросы собственности, пользования имуществом, управления, защиты прав, применения мер ответственности. Все это требует организующего начала, в качестве которого выступает управление данной сферой. Управление есть функция организованных систем различной природы, обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности[1]. В управлении участвуют две стороны: управляемая и управляющая. В качестве управляемой стороны выступают объекты животного мира, другие природные ресурсы, граждане, их объединения (охотничьи и рыболовные общества), предприятия (охотничьи хозяйства, рыбопромысловые предприятия и др.), индивидуальные предприниматели и т.д. Управляющую сторону представляют, прежде всего, государственные органы и органы местного самоуправления, т.е. органы публичной власти. При этом органы законодательной власти обеспечивают законодательные основы охраны и использования животного мира, а органы судебной власти осуществляют юрисдикционную деятельность в данной сфере.
Основная же тяжесть работы по охране и использованию животного мира ложится на исполнительные органы государственной власти. Под органом исполнительной власти понимается государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государ- * ственного управления во всех сферах жизни государства и общества посред ством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих'. Исполнительные органы государственной власти: а) осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций, граждан; б) наделены оперативной самостоятельностью; в) как правило, имеют постоянные штаты; г) образуются вышестоящими органами; д) подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам • исполнительной власти; е) их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируются нормами административного права[2]. Именно эти признаки в совокупности свойственны исполнительным органам государственной власти. Система исполнительных органов государственной власти состоит из органов двух уровней: федерального и субъектов Федерации. Первый уровень органов включает в себя общефедеральные (центральные) органы и территориальные федеральные органы специальной компетенции. Второй - центральные (республиканские, краевые, областные, окружные, городов федерального значения) органы и территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ[3]. В свою очередь, в составе общефедеральных органов вы- деляют органы общей компетенции и центральные федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции. То же самое происходит на уровне органов региональной власти: выделяются органы общей и специальной компетенции. С этой целью обратимся к анализу действующего законодательства, с тем чтобы более подробно рассмотреть вопросы избранной темы. В ст.11 Закона о животном мире указано, что государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Таким образом, в данной статье произведена классификация органов государства на органы общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ, высшие органы исполнительной власти субъектов РФ) и органы специальной компетенции (федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ). Однако отметим, что Президент РФ обладает особым конституционным статусом в системе органов государственной власти. Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент РФ является главой государства[4]. Принципиально новый конституционно-правовой статус Президента РФ означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей[5]. Мы солидарны с таким мнением, и считаем также, что современный статус Президента РФ не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как
стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая власть осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента РФ[6]. Между ними нет отношений подчиненности. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст.80 Конституции РФ), формирует Правительство РФ (ст. 83 Конституции РФ), предписывает и обнародует федеральные законы (ст.84), издает указы и распоряжения (ст.90 Конституции РФ). Являясь гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина[7], в том числе конституционных норм о природопользовании и охране окружающей среды, включая нормы об использовании и охране животного мира, экологических прав граждан. Деятельность Президента по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, в том числе экологической политики, находит выражение в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию, в указах. Наиболее предметно эта деятельность нашла отражение в ряде документов политико-правового характера, утвержденных указами Президента РФ. Так, в Основных положениях государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития утвержденных Указом Президента РФ от 4 февраля 1994г. № 236[8], намечены в качестве основных направлений деятельности предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов, оздоровление (восстановление нарушенных экосистем в экологически неблагополучных районах России, сохранение биоразнообразия, охрана лесов и лесовосстановление, развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий, обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия, решение межгосударственных экологических проблем и др.) Все это имеет непосредственное отношение к вопросам использования и охраны животного мира. Важное значение имеют указы Президента РФ по экологическим вопросам, которые носят нормативный характер. Среди них, в первую очередь, следует назвать Указ от Ібдекабря 1993г. №2144[9] «О федеральных природных ресурсах». Указом установлено, что разграничение государственной собственности на природные ресурсы целесообразно осуществлять, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общественного значения. В Указе определено, что к федеральным природным ресурсам, в частности, могут относиться виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ, виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит на территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров. Необходимо упомянуть также Указ от 29 августа 1997г. № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере»[10]. Этим Указом на Федеральную пограничную службу РФ было возложено решение задач по обеспечению охраны биологических ресурсов территориального моря, исключительной экологической зоны и континенталь- ного шельфа Российской Федерации, а также по осуществлению государственного контроля в этой сфере. Чрезвычайно важными являются полномочия Президента РФ по формированию органов исполнительной власти и руководству ими. Исходя из темы настоящей диссертации, нас интересует роль Президента в создании органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере охраны и использования объектов животного мира. Речь идет об установлении Президентом РФ системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Прежде всего, Президент РФ, с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ (ст. 111 Конституции РФ), по предложению Председателя Правительства утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, назначает на должности заместителей Председателя Правительства РФ и Федеральных Министров (ст. 112 Конституции РФ).
[1] См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Указ. соч. С.187. [2] Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. С. 176. [3] Там же. С.180-181. [4] В ранее действовавшей Конституции устанавливалось иное правило, согласно которому Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации. [5] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юрист, 1999. С.342. [6] Там же. С.342. [7] См.: Конституционное право России: Учебник/ Под ред. А.Н. Кокотова и М.И. Кукушкина. М., 2003. С.329. ' САПП РФ. 1994. №6. Ст. 436. [9] САПП РФ. 1993. №51. Ст.4932. [10] Собрание законодательства РФ. 1997. №35. Ст.4060.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/451773.html |
|