У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Общая характеристика системы исполнительных органов государственной власти в области охраны и использования животного мира

Охрана и использование животного мира представляют собой довольно сложную сферу социальной жизни, в которой находятся объекты природы, граждане, юридические лица, в том числе, организации всех форм собствен­ности, государственные органы, органы местного самоуправления. В данной сфере регулируются вопросы собственности, пользования имуществом, управления, защиты прав, применения мер ответственности. Все это требует организующего начала, в качестве которого выступает управление данной сферой. Управление есть функция организованных систем различной при­роды, обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятель­ности[1]. В управлении участвуют две стороны: управляемая и управляющая. В качестве управляемой стороны выступают объекты животного мира, другие природные ресурсы, граждане, их объединения (охотничьи и рыболовные общества), предприятия (охотничьи хозяйства, рыбопромысловые предпри­ятия и др.), индивидуальные предприниматели и т.д. Управляющую сторону представляют, прежде всего, государственные органы и органы местного са­моуправления, т.е. органы публичной власти. При этом органы законода­тельной власти обеспечивают законодательные основы охраны и использо­вания животного мира, а органы судебной власти осуществляют юрисдикци­онную деятельность в данной сфере.

 

Основная же тяжесть работы по охране и использованию животного мира ложится на исполнительные органы государственной власти. Под орга­ном исполнительной власти понимается государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, уч­режденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных                                      правовых актов, реализации функций государ-

*                              ственного управления во всех            сферах жизни государства и общества посред­

ством использования специальных форм и методов осуществления управлен­ческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных слу­жащих'.

Исполнительные органы государственной власти: а) осуществляют ис­полнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отно­шении других организаций, граждан; б) наделены оперативной самостоя­тельностью; в) как правило, имеют постоянные штаты; г) образуются выше­стоящими органами; д) подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам

•                              исполнительной власти; е) их            образование, структура, порядок деятельности

в основном регламентируются нормами административного права[2]. Именно эти признаки в совокупности свойственны исполнительным органам госу­дарственной власти.

Система исполнительных органов государственной власти состоит из органов двух уровней: федерального и субъектов Федерации. Первый уро­вень органов включает в себя общефедеральные (центральные) органы и тер­риториальные федеральные органы специальной компетенции. Второй - цен­тральные (республиканские, краевые, областные, окружные, городов феде­рального значения) органы и территориальные органы исполнительной вла­сти субъектов РФ[3]. В свою очередь, в составе общефедеральных органов вы-

деляют органы общей компетенции и центральные федеральные органы ис­полнительной власти специальной компетенции. То же самое происходит на уровне органов региональной власти: выделяются органы общей и специаль­ной компетенции.

С этой целью обратимся к анализу действующего законодательства, с тем чтобы более подробно рассмотреть вопросы избранной темы.

В ст.11 Закона о животном мире указано, что государственное управ­ление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специ­ально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и ре­гулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Таким образом, в данной статье произведена классификация органов госу­дарства на органы общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ, высшие органы исполнительной власти субъектов РФ) и органы специальной компетенции (федеральные органы исполнительной власти и органы испол­нительной власти субъектов РФ). Однако отметим, что Президент РФ обла­дает особым конституционным статусом в системе органов государственной власти. Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент РФ является главой государства[4].

Принципиально новый конституционно-правовой статус Президента РФ означает, что Президент занимает особое место в системе органов госу­дарственной власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей[5]. Мы солидарны с таким мнением, и считаем также, что современный статус Пре­зидента РФ не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как

 

стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая власть осущест­вляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функциониру­ет во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рыча­гами влияния на иные власти и на Президента РФ[6]. Между ними нет отноше­ний подчиненности.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод чело­века и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаи­модействие органов государственной власти, определяет основные направле­ния внутренней и внешней политики государства (ст.80 Конституции РФ), формирует Правительство РФ (ст. 83 Конституции РФ), предписывает и об­народует федеральные законы (ст.84), издает указы и распоряжения (ст.90 Конституции РФ). Являясь гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина[7], в том числе конститу­ционных норм о природопользовании и охране окружающей среды, включая нормы об использовании и охране животного мира, экологических прав гра­ждан.

Деятельность Президента по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, в том числе экологической по­литики, находит выражение в ежегодных посланиях Президента Федераль­ному Собранию, в указах. Наиболее предметно эта деятельность нашла от­ражение в ряде документов политико-правового характера, утвержденных указами Президента РФ. Так, в Основных положениях государственной стра­тегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития утвержденных Указом Президента РФ от 4 февраля 1994г. № 236[8], намечены в качестве основных направлений деятельности предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов, оздоровление (восстановление нарушенных экосистем в экологически небла­гополучных районах России, сохранение биоразнообразия, охрана лесов и лесовосстановление, развитие и совершенствование системы особо охраняе­мых природных территорий, обеспечение безопасного уничтожения химиче­ского и ядерного оружия, решение межгосударственных экологических про­блем и др.) Все это имеет непосредственное отношение к вопросам использо­вания и охраны животного мира.

Важное значение имеют указы Президента РФ по экологическим во­просам, которые носят нормативный характер. Среди них, в первую очередь, следует назвать Указ от Ібдекабря 1993г. №2144[9] «О федеральных природ­ных ресурсах». Указом установлено, что разграничение государственной соб­ственности на природные ресурсы целесообразно осуществлять, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общественного значения. В Указе определено, что к федеральным природным ресур­сам, в частности, могут относиться виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ, виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит на территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров. Необходимо упомянуть также Указ от 29 августа 1997г. № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере»[10]. Этим Указом на Федеральную пограничную службу РФ было воз­ложено решение задач по обеспечению охраны биологических ресурсов тер­риториального моря, исключительной экологической зоны и континенталь- ного шельфа Российской Федерации, а также по осуществлению государст­венного контроля в этой сфере.

Чрезвычайно важными являются полномочия Президента РФ по фор­мированию органов исполнительной власти и руководству ими. Исходя из темы настоящей диссертации, нас интересует роль Президента в создании органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управле­ние в сфере охраны и использования объектов животного мира. Речь идет об установлении Президентом РФ системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Прежде всего, Президент РФ, с согласия Государст­венной Думы назначает Председателя Правительства РФ (ст. 111 Конститу­ции РФ), по предложению Председателя Правительства утверждает структу­ру федеральных органов исполнительной власти, назначает на должности за­местителей Председателя Правительства РФ и Федеральных Министров (ст. 112 Конституции РФ).

 


[1] См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Указ. соч. С.187.

[2] Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. С. 176.

[3] Там же. С.180-181.

[4] В ранее действовавшей Конституции устанавливалось иное правило, со­гласно которому Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.

[5] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юрист, 1999. С.342.

[6] Там же. С.342.

[7] См.: Конституционное право России: Учебник/ Под ред. А.Н. Кокотова и М.И. Кукушкина. М., 2003. С.329.

' САПП РФ. 1994. №6. Ст. 436.

[9] САПП РФ. 1993. №51. Ст.4932.

[10] Собрание законодательства РФ. 1997. №35. Ст.4060.

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/451773.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.