У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Философско - лингвистическое наследие античного мира

Если в Древней Индии исследование языка носило эмпи­рический и практический характер, то в Древней Греции проблемы языкознания заняли видное место в рассуждениях философов. Они, в первую очередь, выдвигали познаватель­но-философские задачи, а не религиозно-практические. Философский подход к языку наложил отпечаток на решение проблемы языкознания. О двуединстве Востока - Запада размышлял П.Я.Чаадаев:  «Первым выступил Восток и излил

потоки Света из глубины своего уединенного созерцания: затем пришел Запад со своей деятельностью, живым словом и всемогущим анализом, овладел его трудами, кончил нача­тое Востоком и, наконец, поглотил его в своем широком обхвате" (Чаадаев 1914: 222).

Наибольший интерес у философов древней Греции вызы­вал вопрос об отношении языка и мышления. Античная язы­коведческая традиция, зародившаяся в эпоху становления древнегреческой философии, представляет собой основу развития европейской языковедческой традиции:      "В много­

образных формах греческой философии уже имеются в заро­дыше почти все позднейшие типы мировоззрений" (Энгельс 1965: 369). Великая культура Греции играла огромную роль в развитии европейской культуры. К основным чертам древ­негреческой модели мира относится особое понимание Все­ленной, где космос предстаёт как разумный, чувственный, одушевлённый:      "На античного человека возлагается особая

божественная миссия. При этом явление личности, челове­ческой субъективности выходит в античном мире на первое место" (Асмус 1975:    3). Совершенно очевидно, что как

лингвист и профессор философии Уитни был знаком с лин­гвистическим наследием античного мира. Взгляды античных философов на язык не могли не отразиться на творчестве Уитни. Развивая положение философии языка Древней Гре­ции, Уитни сосредоточил своё внимание на таких проблемах как аналогия, знаковость языка, его системность и уни­версальность .

Античная теория языка формировалась в процессе рас­смотрения такой фундаментальной философской проблемы, как проблема связи между мыслью и словом, вещами и их именами. В рамках данной философии ставились и решались различные вопросы языкознания (см. Зарайский 1999: 58).

 

В V в. до н.э. проблемам языка уделяли значительное внимание древнегреческие философы Гераклит, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель и др. Великий мыслитель Ге­раклит первым ввёл в философский язык понятие о "лого­се", которое прошло затем через всю историю античной фи­лософии и живёт в наше время, прежде всего, в слове "ло­гика". Термин "логос" многозначен, но основное его зна­чение - слово, речь, разум (cM.Dineen 1967). Для сравне­ния отметим, что в древнеиндийской философии близким к понятию логоса было понятие "брахман". В натурфилософии древних греков человек рассматривался как неотъемлемая часть природы, поэтому "слово" и "разум" для Гераклита выражали саму природу вещей: "Логос выражал у него пред­ставление о круговороте вещества в природе, вечно живого огня" (Оленич 1980: 216). Понятие "логос" очевидна идея о том, что оно обозначает и слово, и мысль: "Хотя этот ло­гос существует вечно, люди не понимают его ни прежде чем услышат о нём, ни услышав впервые. Ведь всё совершается по этому Логосу, а они уподобляются невеждам, когда при­ступают к таким словам и к таким делам, какие я изла­гаю, разделяя каждое по природе и разъясняя по существу" (Секст Эмпирик 1976: 256).

Античная языковая традиция возникла в процессе рас­смотрения одной из основных философских проблем - про­блемы взаимоотношения между "словом", "мыслью", "вещью". В этот период не существовало понятия о языке как о не­кой сущности, отдельной от мысли. Разум и речь понима­лись как нечто единое, как единый logos. Вслед за М.М. Бахтиным, мы обращаем внимание на то удивительное сход­ство, которое существует между понятием Слова - Логоса у

Гераклита и культом Слова в ведийской религии: "Согласно ведийской религии, священное слово - в том употреблении, какое даёт ему "знающий" посвящённый жрец - становится господином всего бытия, и богов, и людей. Жрец - "знаю­щий" определяется здесь как повелевающий словом, в этом всё его могущество. Учение об этом содержится уже в Риг- веде. Древнегреческая философема Логоса и Александрий­ское учение о Логосе - общеизвестны" (Бахтин 1993: 81).

Таким образом, и Брахман, и Логос имеют общие черты: универсальный характер, абсолютное начало и словесное выражение через речь. Как упоминалось выше, зачатки фи­лософии и наук о природе раньше появились на Востоке, в связи с чем возможно говорить о влиянии древнеиндийской философии языка на античную философию: "Помимо непосред­ственной генетической связи, - указывает В.Ф. Асмус, - история культуры отметила ряд фактов соответствия между некоторыми явлениями в развитии античной философии и аналогичными явлениями в развитии философии весьма отда­лённых от Греции, Древнего Китая и Древней Индии" (Асмус 1965:     3) . Неслучайно древнегреческие философы, подобно

индийцам, сделали речь предметом эмпирических наблюдений и анализа.

Спор древнегреческих мыслителей касался "природного и условного" характера слов. Этот спор возводят к взгля­дам Гераклита и Демокрита. Гераклит (540-450 г. г. до н.э) считал, что каждое имя неразрывно связано с той ве­щью, названием которой оно служит, что в именах раскры­вается сущность вещей, что имя отражает природу обозна­чаемой вещи. Демокрит полагал, что вещи обозначаются не по природе самих вещей, а по установлению людей. Объяс­нял он это тем, что многие слова имеют несколько значе­ний, несколько названий, названия эти меняются с течени­ем времени. Эта дискуссия не привела к какому-то опреде­лённому результату, но имела большое значение для разви­тия языкознания. Важно то, что основной базой наблюдения остаётся в эту эпоху живой язык (см. Тронский 1936: 16). Демокрит является наиболее ярким представителем мате­риалистической философии атомизма. Следует отметить, что идеи Демокрита нашли своё отражение в философских мате­риалистических учениях Европы. Это влияние заметно отра­зилось на учениях Т. Гоббса, Дж. Локка, Ф. Бэкона. В свою очередь, эти философы оказали влияние на лингвис­тические взгляды более поздних лингвистов таких как Уитни (см. Перельмутер 1980).

Преемственность и эволюционность в развитии науки о языке является предметом интересов многих современных ученых:   «Чрезвычайно знаменательно, что родоначальник

материализма нового времени Френсис Бэкон выступил с ра­ботой, написанной в защиту ранних учений древнегреческо­го материализма, в частности, в защиту атомистики Демок­рита...» (Асмус 1975: 319). Слово у Демокрита понимается как самостоятельная единица, которая служит для выраже­ния своего значения в предложении. Следовательно, зна­чение предложения зависит от составляющих его слов. В данном случае линия индийской философии языка (миманса), которая признавала первичность слов, а не предложений, совпадает с теорией Демокрита. Этой же точки зрения о первичности слова придерживался Уитни. Уитни отмечал: "Лингвистика имеет дело с простыми словами и словосоче­таниями, а не с предложениями и текстами" (Уитни 1878: б). Он ограничивал сферу деятельности лингвиста только исследованием слов и словосочетаний, а не предложений и текстов. Надо полагать, что противопоставляя эту точку зрения древнеиндийской грамматике, он поддерживает пози­цию Демокрита по этому вопросу (cM.Hymes 1974).

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/419027.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.