У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Современные отечественные подходы введения знаний о народах в дошкольное образование

Теоретический анализ проблемы народоведения в дошкольном образовании показывает, что более двух десятилетий (60-80-е гг.) эта проблема не изучалась должным образом. Научный интерес к проблеме стал возрождаться лишь с начала - середины 90-х гт. в связи с объективными причинами: изменениями в российской и мировом обществе, появлением новой российской концепции дошкольного образования, предлагаемыми для реализации новыми проектами государственных образовательных стандартов. Поиск нового содержания продолжается и идет в настоящее время в нескольких направлениях: нахождение новых аспектов в содержании народоведческого образования; объединение линий когнитивного, оценочного, эмоционального и поведенческого развития; активизация роли самого ребенка в развитии самосознания; взаимосвязь национального и планетарного начал личности. Предметами изучения становятся вопросы "социальной компетентности" ребенка (Т.Н. Антонова, Г Г. Зубова, Е.П. Арнаутова, Н.А. Разгонова и др.), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, С.Е. Шукшина, О.А. Князева и др.), восприятия детьми мира предметов, созданного всем человечеством и отдельными этносами (О.В. Артамонова), формирования у ребенка целостной «картины мира» (Л,Ф. Купецкова), соотношения национального и межнационального начал в воспитании (Л.В. Пименова, Н.Г. Капустина,

Э.К. Суслова, О.И. Киселева и др.).

В Концепции дошкольного образования России (В. А. Петровский, В.В. Давыдов и др.) сформулированы идеи гуманизации, ставится задана всестороннего развития личности ребенка, обосновывается необходимость развития в детях нравственных и патриотических чувств и т.п. При этом, отмечают авторы общероссийской концепции дошкольного образования, нельзя ставить акцент на национальных особенностях в ущерб идее общности всех людей на планете./96/

На основе общей Концепции разработаны авторские подходы введения системы знаний о народах в дошкольное образование, в которых они, стараясь сохранить равенство этих двух направлений, по-разному расставляют акценты. Одними он переносится с воспитания человека - интернационалиста на воспитание у ребенка-дошкольника осознания себя как биологического и социального существа, другие - на формирование у него национального сознания и поликультурной компетенции с раннего возраста, в работах третьих авторов эти две составляющие процесса воспитания представлены как равнозначные и равноправные и т.п.

Поскольку идеям современного народоведения предшествовало интернациональное воспитание, то прежде всего уточним положения концепции Э.К. Сусловой, занимавшейся долгое время в СССР вопросами интернационального воспитания дошкольников.

Анализируя ситуацию, когда с началом перестройки из образовательного процесса практики начали исключать содержание интернационального воспитания, Э.К. Суслова в числе первых в дошкольном образовании пересматривает взгляды на исследуемую нами проблему. Обращая внимание практиков на необходимость в таких условиях целенаправленной работы по формированию у детей знаний о народах, требуя от педагогов понимания направленности этой работы на становление личности ребенка. Ею сформулирована и представлена в печати концепции воспитания этики межнационального общения, целевой установкой которой является воспитание в детях с дошкольного «траста этики отношений между представителями разных народов.

По определению Э.К. Сусловой, понятие "этика межнационального общения" детей дошкольного возраста включает в себя "симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослим различных национальностей; национальным обычаям и традициям других народов; интерес к их жизни, культуре; стремление «присвоить» общечеловеческие ценности".! 167, 89/

Исследуя проблему, анализируя отношение к ней взрослых, Э.К. Суслова выделила ряд причин, по которым педагоги стали отказываться от проведения работы по формированию знаний о народах в дошкольном образовании. Одна из них приведена во введении - ребенок "интернационален" от рождения и в дошкольном возрасте преждевременно ее будировать.

По ее данным, часть взрослых убеждена, что подобная работа - дело семьи, а не образовательных учреждений Мотивируется это тем, что в именно семье закладывается основы социального, этнического и гражданского становления ребенка, формируется этническая идентификация, отношения к культурам, народам, государствам, в том числе и к родной культуре. Поскольку дети имеют малый социальный опыт, родители должны решить за него, к какой культуре приобщать ребенка - к национальной, этнической или воспитывать "человека мира". Задача педагога - принять ребенка с любыми установками и способствовать его дальнейшему развитию.

Существует и третья точка зрения, при которой педагоги и родители, опираясь на положения теории о развитии личности ребенка и существующей практики настаивают на необходимости и обязательности введения знаний о народах с раннего возраста. Это положение мотивируется взрослыми тем, что дошкольник живет и развивается в социальной среде, а не в условиях вакуума. Следовательно, необходимо руководство со стороны взрослых этим процессом. Ученый разделяет третью позицию и разрабатывает свою концепцию./167/

По мнению Э.К. Сусловой, основа этики межнационального общения - формирование отношения к людям разных национальностей и воспитание у детей чувства дружбы как такового. Отношение к людям разных национальностей должно быть построено на доброжелательности, уважении, на интересе и симпатии к сверстникам и взрослым прежде всего своего народа, а затем иных национальностей и рас. Таким образом, национальное воспитание должно предшествовать интернациональному и оно должно рассматриваться как одна из первоочередных и обязательных задач современного дошкольного образования.

По определению Э.К. Сусловой, национальное воспитание - воспитание в детях любви к родному народу, осознания своей этнической и национальной культуры, воспитание чувства национальной гордости, необходимости "пустить корни в родную землю" уже в первые годы жизни. Это необходимо, чтобы ребенок никогда не заболел национальным нигилизмом в любом возрасте. С позиций усвоенной родной культуры ребенок сможет с пониманием и неподдельным интересом отнестись к культуре других народов, проникнуться симпатией и уважением к людям других национальностей. /169, 5/

Определяя национальное воспитание как начало в системе знаний о народах, она отмечает, что этот процесс должен быть постепенным, а приобщение к миру общечеловеческих ценностей в первую очередь должно осуществляться на материале близком и понятном детям. Автор концепции меняет прежнюю точку зрения: если в работах советского периода ею предлагалось знакомить детей с республиками, то теперь - с народами, так как такой подход позволяет реализовать идею этики межнационального общения: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он сам, его дела, поступки, отношение к людям, природе и пр..

Автор этики межнационального общения определяет объем и содержание познавательного материала о народах, подчеркивая, что он не должен быть большим и скучным. Можно включать вопросы быта народа, его этику и эстетику, национальную кухню и т.п., тогда как сведения географического, исторического характера, наряду со знанием национальной символики, являются не обязательными. Хотя, отмечает автор, можно оставить знакомство с гимном, флагом, гербом России.

В концепции сформулированы педагогические условия реализации этики межнационального общения дошкольников:

•                      взаимодействие детского сада с семьей и школой;

•         создание условий для практического общения детей с представителями людей родной национальности и представителями других этносов в детском саду, в быту и т.п.;

•         использование художественной литературы с примерами проявлений дружелюбия к сверстникам разных национальностей;

•         возможность проявить на практике сочувствие, сострадание, сопереживание, такт и деликатность в отношении к знакомым и незнакомым людям;

•         выполнение «домашних заданий» ребенком и родителями, делая их равными и активными участниками педагогического процесса.

Оценивая в целом положительно концепцию Э-К. Сусловой, ряд ее положений может вызвать противоречивые чувства у педагогов и родителей. В частности, рекомендация чтения "верующим" детям произведения Л.Н. Толстого "Учение Христа, изложенное для детей" в детском саду позволяет поставить под сомнение наличие "верующих" и "неверующих", "христиан" и "не христиан" среди детей 4-6 лет в группах, скомплектованных чаще всего по полиэтническому принципу.

Если следовать этим рекомендациям, то детей уже в детском саду мы должны разделить по признаку вероисповедения. На этот счет есть высказывания отечественного ученого Т.С. Саидбаева, который отмечает: опасен сам призыв: "Россия должна быть православной'" Сто с лишним неправославных народов, которые являются коренными жителями России, имеют такое же право на уважение к своей религии, своей культуре, как и православные. "Национальное чувство иррационально по своей природе и на нем можно легко играть, особенно когда оно совмещается с той или иной религией. ...Кроме того, эту работу должны вести специалисты, а у нас нет подготовленных кадров священников для работы в учреждениях образования, нет квалифицированных учителей - религиеведов, нет хороших учебников и пособий". /122, 58/

Вызывает сомнение количество "изучаемых" народов (до 5-6 народов в учебном году) и возраст детей (4-5 лет, средняя группа), с которого, по мнению автора, можно знакомить с иными культурами, чем русская или родная

В 1993 году была опубликована концепция Л.В. Пименовой, названная ею "интерсоциальным воспитанием”, которая сложилась из направлений, рассматриваемых традиционно в педагогике как интернациональное, патриотическое и нравственное. Под интерсоциальным воспитание ученый понимает "предполагающее становление личности в духе общечеловеческих ценностей, огражденных от политических веяний и настроений ”, определяя его как ориентацию ребенка в рамках социально- исторического опыта, при котором "эффективность воспитания определяется тем, насколько значимым для него (ребенка) является усвоение того или иного содержания". /137, 4/

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/298885.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.