У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Концепция построения теории подготовки учителя технологии к профориентационной работе

Многообразный и неоценимый вклад профориентаторов в общий со­циокультурный процесс формирования осознанного профессионального са­моопределения учащейся молодежи во многих развитых странах мира по­зволил им занять важное и достойное место в социальной структуре общест­ва. Направленная деятельность профориентаторов является важным элемен­том общей культуры в общественном развитии. Они отражают определенное лицо современного общества. Результаты и деятельность профориентаторов имеют социальную и экономическую значимость. Высокую оценку деятель­ности профориентаторов и консультантов дает шведский ученый У. Канн: “Специалисты по ориентации располагают большими возможностями: они могут изменить традиционное и зачастую ограниченное представление ин­дивидов о той или иной специальности, стимулировать значительное изме­нение в обществе” (83, С. 16).

Анализ педагогических исследований позволяет сделать вывод о необ­ходимости и важности систематического осуществления профориен­тационной работы (20, 32, 80,102, 151, 242, 285, 293, 303).

Международный опыт показывает, что в большинстве развитых стран мира профориентация осуществляется в качестве самостоятельного направ­ления, основанного на восприятии различных сфер общественного труда и профессий, развитии социальной активности личности. В частности, в США и Швеции профориентация осуществляется через комплексные предметы “Профессия”, ’’Планирование жизненного пути”, в Англии - через интегри­рованный курс “Технология”, в школах Франции, Японии - через профес­сиональные потоки (14, 20, 57, 80, 83, 193, 233, 248, 249, 310, 325).

Профориентация и выбор профессии в социалистических странах осно­вывались на приоритете политехнических знаний естественно­математических дисциплин и глубокой проработке содержательного компо­нента образования с выходом на связь с региональным производственным окружением школы (10, 11,98, 147, 161, 162,211).

Учитывая богатый опыт отечественной школы, международный опыт, профориентация заняла определенное место в учебном плане технологиче­ских факультетов педвузов Российской Федерации (77). Она получила обос­нованное отражение в системе общего среднего образования в интегриро­ванной школьной программе образовательной области “Технология” (218, С. 206 - 209).

Вместе с тем изучение содержания, форм и методов обучения студен­тов, опыта учителей, занимающихся профориентацией школьников, позво­ляет сделать вывод о недостаточной подготовленности учителей к решению данной проблемы, о неадекватности оценки своей социальной профессио­нальной пригодности в качестве специалиста по профориентации. Многие выпускники испытывают определенные трудности при проектировании и осуществлении профориентации учащихся. У них обнаруживается недоста­точный уровень сформированности знаний и умений, навыков по обработке и интерпретации полученных результатов профориентации (11, 36, 61, 72, 294). Наши данные коррелируют с результатами Республиканского социоло­гического исследования (Народное образование. -1995. -№ 5. -С.68).

Каковы причины такого положения дел ? Нам представляется, что их можно условно разделить на следующие категории.

Во-первых, это социальные факторы, связанные с рыночными процес­сами, недостаточностью бюджетных средств, выделяемых государством и местными органами на образование, в том числе на развитие системы проф­ориентационных центров и кабинетов. Указанные выше причины обуслав­ливают падение уровня осуществления профессиональной ориентации в школах и подготовки кадров профориентаторов.

Во-вторых, содержание вузовских программ и учебных пособий по профориентации прежних лет, достигнутый уровень концептуальных пред­ставлений о подготовке учителей к профориентационной работе не отвечают требованиям рынка труда к специалистам в условиях жесткой конкуренции и безработицы.

В-третьих, освоение студентами содержания профориентации как сово­купности методики профориентации учащихся, изучаемых на технологиче­ских факультетах в педвузах, явно недостаточно.

В-четвертых, попытки перестроить вузовский курс профориентации, связанные с включением (или изъятием) отдельных тем и вопросов, конъ­юнктурно подгоняемых к изменившимся социально-экономическим обстоя­тельствам, малоэффективны.

В-пятых, ориентация на включение новых спецкурсов, спецсеминаров и спецпрактикумов, а также на увеличение аудиторного времени для подго­товки учителей технологии к профориентации, не оправдывает себя, ведет к экстенсивному обучению в ущерб самостоятельной деятельности студентов.

В-шестых, факторы непосредственного влияния на реализацию важ­нейших дидактических принципов: отсутствие научно-обоснованных про­грамм и учебно-методического обеспечения; несоответствие структуры ву­зовского курса профориентации структуре школьной профориентации; на­рушение принципа непрерывности профориентационной составляющей профессионального образования учителей технологии; отсутствие личност­но-ориентированного компонента в содержании профориентационной под­готовки.

 

Попытка совершенствовать учебный процесс на основе локальных из­менений в существующей структуре подготовки не дает желаемых результа­тов, негативно влияет на социально-экономическую ситуацию в стране, что приводит к серьезным отрицательным последствиям для общества.

Поскольку первую группу факторов невозможно скорректировать педа­гогическими средствами, то целесообразно остановиться на поиске путей решения проблем, связанных с последующими группами факторов. Накопленный за прежние десятилетия опыт представляет собой богатейший источник не только для обоснования выводов и обобщений профессиональ­ной ориентации, но и для разработки и построения новой концепции теории и методики подготовки учителя технологии к осуществлению профориента­ционной работы в новых социально-экономических условиях.

В качестве первого исходного направления исследования явилось нако­пление фактического материала о реальном положении дел в профориента­ции в школьной практике и в подготовке учителей к профориентационной работе, анализ и оценка результатов прошедшей перестройки профессио­нального образования на технологических факультетах педвузов РФ (17, 23, 229, 266). Исследование состояния профориентации в школе и качества под­готовки в педвузах страны кадров профориентаторов длительное время про­водимые нами и другими исследователями вызывают тревогу по поводу проявившейся тенденции снижения интереса со стороны педагогов к проф­ориентации. Поиск путей выхода из создавшегося положения - важнейший аспект исследования.

В настоящее время произошла коренная переоценка сущности важней­ших составляющих вузовской системы педобразования. Пересмотру под­верглись, в том числе установившиеся, педагогические взгляды на роль и место предметов в учебном плане технологических факультетов.

Предоставление права вузам разрабатывать собственные учебные пла­ны привело к тому, что курс профориентации сведен до второстепенной ро­ли. Естественно, в некоторых общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях и лицеях) стали исключать профориентацию из учебного плана. Однако сегодня сформировалась однозначная позиция государства на нор­мирование в учебном плане школы профориентации через интегрированный предмет образовательной области «Технология» (218). Поэтому вторым на­правлением исследования явилось в определенной роли и места профориен­тационной работы в профессиональной подготовке учителей технологии.

В процессе исследования, связанного с разработкой теории и методики подготовки учителя технологии к осуществлению профориентации, нами был выявлен факт отсутствия непрерывности профориентационного образо­вания учителей технологии. Поэтому третьим направлением исследования явился поиск путей реализации непрерывности подготовки учителя техноло­гии к профориентационной работе.

Реформирование системы высшего профессионального образования по содержанию и структуре направлено на подготовку специалистов интегри­рованного профиля. Реализация холдингового принципа одновременной подготовки учителей технологии по двум специальностям («Технология» и «Профориентация») является четвертым направлением исследования.

Важным по значимости нормативным документом наряду с учебным планом в высшей школе является, как известно, программа по учебному предмету. В ходе реформирования педагогического образования был корен­ным образом изменен подход к разработке не только содержания програм­мы, но и к ее структуре и функциям как нормативному. Поэтому пятым на­правлением исследования связано с обоснованием и разработкой интегриро­ванного содержания и структуры программы вузовского курса профориен­тации, обеспечивающей формирование готовности учителя технологии к осуществлению профориентации в общеобразовательных учреждениях Рос­сийской Федерации.

Одним из существенных направлений является переосмысление исто­рического опыта профориентации отечественной и зарубежной школы в со­ответствии с социально-экономическими преобразованиями. Реализация этого положения обязывает специальность «Технология и предприниматель­ство» (77).

Таким образом, шестое направление исследования - это разработка но­вой концепции подготовки учителя технологии к профориентационной ра­боте с учетом требований рынка труда к специалисту. Речь идет о выработке нового педагогического мышления, призванного поднять уровень подготов­ки учителя технологии к профессиональной ориентации с учетом освоения учителями нормативной деятельности по технологии и предпринимательст-

Государственная политика в области профессионального образования предполагает разработку и внедрение образовательных стандартов (Закон РФ «Об образовании», статья 7). Таким образом, стандартизация профори­ентационной подготовки учителей технологии седьмое направление иссле­дования (81).

Учитель технологии является одной из основных фигур в осуществле­нии профессиональной ориентации. Разработка объективных критериев, по­зволяющих провести адекватную оценку его профессионально­педагогических качеств и стимулирующих его творчество в качестве проф- ориентатора становится актуальной проблемой. В связи с этим восьмым на­правлением исследования является разработка дидактико-методических ма­териалов по эффективной подготовке и определению уровня готовности учителей технологии к осуществлению профориентации.

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/324208.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.