У нас уже 23156 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Проектирование педагогической системы подготовки учителя технологии к профориентационной работе

Грядущие формы профессионального труда с точки зрения преобла­дающих в нем информационных технологий будут такими, в которых доми­нирует приобретение нового знания в процессе постоянного повышения квалификации и непрерывного образования, а также применение его в раз­личных сферах деятельности человека (2, 20, 116, 120, 229). Это означает, чем выше уровень технологии производства и всей человеческой деятельно­сти, тем выше должна быть и степень профессиональной деятельности само­го человека. В этой связи общество и деятельность социальных институтов сегодня характеризуются вниманием к миру личности, персоналистическим тенденциями в культуре и образовании, в том числе в профориентации (2, 20, 44, 228, 229).

Реализация индивидуальных качеств и возможностей личности в про­фессиональной деятельности ни у кого не вызывает сомнений, но в реальной жизни дело обстоит сложнее. Профориентация по своей природе призвана выполнять конкретные функции в обществе и не может не отражать опреде­ленную отчужденность личности от организуемых и регулируемых государ­ством социальных институтов человека. Связанный с феноменом отчужде­ния личности парадокс профориентации (Подчеркнуто нами. - И. А.) со­стоит в том, как отмечает М. В. Кларин, что она одновременно является средством освоения культуры, развития личности и одним из способов инте­грации человека в социально-экономические процессы. Особенно ярко этот парадокс проявляется в тоталитарном обществе, где система подготовки учителя к профориентации не ориентирована на реализацию личностного потенциала человека, его свободное профессиональное самоопределение (116).

Изучение и анализ исследуемой проблемы показывают, что традицион­ные формы и методы профориентационной работы во многих развитых странах (США, Германия, Россия, Франция и др.) по сей день остаются ос­новными, несмотря на постоянную критику, и будут сохранять свое домини­рующее положение до тех пор, пока существует общество, требующее мас­совой профориентации и переориентации на специальности среднего звена всех сфер производства и общественного труда (10, 14, 57, 80, 90, 148, 193, 233, 248, 257, 310, 319, 321).

Более перспективные принципы, методы и формы имеют шансы на вы­живание по мере становления и развития элементов нового общества, полу­чившего название постиндустриального общества или информационного. Необходима новая парадигма профориентации и подготовка к ней специа­листов с высшим педагогическим образованием, компоненты которой уже существуют и используются в практике профориентации развитых стран.

Так, социокультурный и педагогический анализ трансформации совре­менной профориентации показывает общую тенденцию перехода теории и практики подготовки учителя к профессиональной ориентации от парадигмы обучения, в рамках которой субъект выступает как “объект обучающих воз­действий, к парадигме непрерывного образования, предполагающей гумани­стический тип отношений участников образовательного процесса, самораз­вития обучающихся” (А. А. Вербицкий, В. М. Кларин).

Генезис и содержание концепции непрерывного образования подробно рассмотрены в целом ряде фундаментальных работ (120, 327, 328, 329, 330). Истоки непрерывного образования некоторые исследователи находят еще у Аристотеля, Солона, Сократа, Платона, Сенеки, Конфуция и др. “Перманентное” образование существовало с тех пор, как на Земле появи­лись люди, которые мыслили формирование в ходе своего развития, приоб­ретали знания, опыт и практические умения” (329, С.36). Предтечей же со­временных представлений о непрерывном образовании считается Я. А. Ко- менский.

Впервые в целостном виде концепция непрерывного образования была представлена в рекомендациях ЮНЕСКО в 1965 г. (330). В непрерывном образовании воплощена идея, уходящая в традиции гуманизма: она ставит в центр всех образовательных начинаний человека, которому следует создать оптимальные условия для полного развития его способностей на протяже­нии всей жизни. “Понимаемое таким образом непрерывное образование оз­начает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных ее аспектов” (120). В связи с этим мы сконцентрируем дальнейшее изложение лишь на наиболее существенных положениях непрерывного образования, связанных с пробле­мой данного исследования.

Сегодня специальное внимание уделяется идее непрерывного совер­шенствования профориентации, которая сочетает целевую ориентацию с включенностью субъекта в пространство образовательно-профессиональных ориентиров личности, помогая выстроить личностно значимую линию чело­века в непрерывном профессиональном совершенствовании.

Профориентация личности и подготовка к ее осуществлению учителя технологии в непрерывном образовании выступают, таким образом, как со­циальный процесс, сопутствующий демократизации всей жизни общества. Однако они не будут развиваться и совершенствоваться сами по себе “автоматически” и поэтому нуждаются в определенном целенаправленном культивировании, управлении.

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/324208.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.