У нас уже 23156 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Социально-педагогические предпосылки подготовки учителя технологии к профориентационной работе

На всех этапах развития отечественной профориентации в той или иной мере поднимались и решались вопросы подготовки кадров к профориента­ционной работе (20, 74, 76, 176, 184, 227). В настоящее время профориента­ция рассматривается как система услуг, способствующая профессионально­му самоопределению и занятости всех социально-демографических групп населения (193).

Так, в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации» (от 19. 04. 91 г. за № 1032 - 1) на всей территории России созда­ны Центры Занятости Населения (ЦЗН). В центрах сформированы основы инфраструктуры профориентационных услуг, в качестве профконсультантов работают свыше 3600 человек. В 68 крупных региональных ЦЗН созданы самостоятельные отделы профориентации. Например, при Удмуртской рес­публиканской, Красноярской краевой, Брянской, Волгоградской, Воронеж­ской, Ивановской, Саратовской, Челябинской областных службах занятости действуют центры (отделы) профориентации и психологической поддержки населения.

В Российском учебном центре Федеральной службы занятости России ведется двухгодичная переподготовка работников региональных служб за­

 

нятости по специализации «Организация профориентационной работы в службе занятости». Разработана и внедрена принципиально новая диффе­ренцированная учебно-методическая система повышения квалификации профориентаторов и профконсультантов по трем категориям обучающихся (специалистов, не имеющих базового психологического образования; спе- циалистов-психологов; руководителей подразделений профориентации). В настоящее время осуществляется процесс интенсивного повышения квали­фикации на местах профконсультантов районных и городских служб занято­сти. Созданы центральная и 51 региональная комиссия по аттестации проф­консультантов.

По согласованию с Госстандартом России определены требования к на­учно-методическим материалам и оборудованию по профориентации. Разра­ботана примерная номенклатура Российского банка научно-методической продукции по профориентации, которая постоянно пополняется и совершен­ствуется. Создан Экспертный совет методического обеспечения профориен­тации ФСЗ России, который сертифицировал 82 профессиограммы и 12 ме­тодик, которыми обеспечиваются службы занятости на местах. Созданы Модельные центры профориентации служб занятости Удмуртской Респуб­лики, г. Химки Московской области. В РУЦ ФСЗ России действуют кафедра профориентации и психологической поддержки, отдел методического обес­печения профориентации, лаборатория психодиагностики. Ведется подго­товка научных кадров в области профориентации безработных граждан и не­занятого населения. За последние годы услуги профориентации оказаны бо­лее чем 5 млн. граждан, обратившимся в службы занятости.

Вместе с тем в работе по созданию системы профориентационных ус­луг, как показывает анализ материалов служб занятости ряда регионов Рос­сии, выявились определенные недостатки, в том числе:

- значительная часть служб занятости еще не вышла на уровень доступ­ных и качественных услуг по профориентации молодежи;

-              недостаточно используется потенциал опытных специалистов (учителей, школьных психологов) и других работников образования для оказания уг­лубленных консультаций по профдиагностике, профотбору, психологиче­ской поддержке прежде всего безработной молодежи и выпускников обще­образовательных школ;

-              недостаточен объем профессиональной информации для работников уч­реждений образования о возможностях получения профориентационных ус­луг молодежью в Центрах Занятости Населения.

Дальнейшему совершенствованию профориентации учащейся молоде­жи в этой связи способствует введение с 1994/95 учебного года в педвузах России подготовки учителей по специальности «03.06. Технология и пред­принимательство» (Гос. Ком. РФ по высшей школе Пр. № 180 от 5.03.94 г.). Нормативная длительность обучения составляет 5 лет. Основная квалифика­ция - учитель технологии (77). В соответствии со стандартом высшего про­фессионального образования в числе других требований к подготовке учи­теля технологии по завершению обучения в педвузе включены требования к знаниям и умениям профориентационной работы: владение системой знаний об управлении процессами саморазвития личности, о необходимых условиях проявления ее склонностей и способностей; умение организовать и реализо­вать процесс профессионального самоопределения учащихся (Там же, С. 6-

7).

С учетом важности профориентация выделена в самостоятельный раз­дел “Отрасли общественного производства и профессиональное самоопре­деление” и включена в минимальный стандарт базового школьного образо­вания “Технология” (218, С. 206-209). Таким образом, учителя технологии за время обучения в вузе должны быть подготовлены к систематическому осуществлению профессиональной ориентации учащихся.

Рассматривая предпосылки возникновения и развития проблемы подго­товки профориентаторов в широком культурно-историческом и социально- экономическом контексте, мы условно обозначили следующие этапы.

Так, на 1 этапе (20-е гг. - середина 30-х годов) в профориентации па­раллельно возникли и развивались два направления - диагностическая и воспитательная концепции: сторонники первой - представители педологии и психотехники, второй - учителя. Основная работа по профориентации в ви­де профконсультаций и профотбора осуществлялась психотехниками и пе­дологами в специализированных профориентационных учреждениях (бюро, секциях, лабораториях и др.). Подготовка педологов проходила в ходе изу­чения спецкурсов в процессе получения высшего педагогического образова­ния. Психотехников готовили на уроках по профотбору и профконсультации при Наркомате труда СССР, в психотехнических лабораториях (10, 51, 176, 222, 227, 235).

Первое бюро по профконсультации возникло в России в 1927 г. при Ле­нинградской бирже труда. Профориентацией занимались профконсультанты и педологи (235).

Сторонники воспитательной, формирующей концепции утверждали, что профориентация должна осуществляться через политехнизацию образо­вания силами учителей. Оценивая работу психотехников своего времени Н. К. Крупская писала: “Нас интересует не только производство, но и рабочая масса, рабочий, на этом производстве работающий. Социалистическая пси­хотехника должна обращать сугубое внимание на работника, на то, как та или другая специальность помогает его всестороннему развитию, насколько та или иная профессия дает ему удовлетворение, радость труда” (123, С.202).

Данные идеи стали важной основой для развития “политехнического подхода в профориентации”, суть которого можно выразить высказыванием

Н. К. Крупской: “Вот взять завод и изучить профессии в целом. Потом взять совхоз, изучить профессии в целом. Каждую профессию взять в ее перспек­тиве. Второе - смежные профессии других производств. Из каких профессий в какую легко переключиться” (126, С. 24). В ряде педагогических вузов страны была начата политехническая подготовка учителей путем наполне­ния учебных дисциплин соответствующим содержанием и в ходе педагоги­ческой и производственной практики (176),

В стране складывается определенная практика подготовки профориен- таторов для существующей в то время системы профориентации. К сожале­нию, этот процесс был прерван известным Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», прекратившим суще­ствование первого направления профориентации как сферы изучения лично­сти в деятельности педологов (176, С. 173-175).

В середине 30-х годов, по сути дела, была прекращена работа по про­фессиональной ориентации, профконсультации и профотбору на основе изу­чения личности. Вместе с ней снижена потребность в профориентаторах. Критикуя педологов, вместе с водой выплеснули и “ребенка”. Как показыва­ет весь мировой опыт профориентации, это было ошибкой (80, 83, 90, 131, 146, 171, 193, 313, 321, 326). Сегодня мы приходим к пониманию, что созда­ется возможность и необходимость систематического изучения интересов, склонностей и способностей молодежи. Без этого мы не можем использо­вать полностью способности и талант каждого. Эта работа должна помочь юношам и девушкам найти свое призвание, выбрать профессию, работа по которой была бы нужна обществу и давала бы максимальное удовлетворе­ние каждому (23, 25, 27, 62, 71, 166, 229).

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/324208.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.