Быстрый переход к готовым работам
|
Сервитут в сфере использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охотыОсуществление права пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, неразрывно связано с использованием их места обитания. Указанные действия носят имущественный характер и подпадают под гражданско-правовое регулирование. Это мнение находит поддержку в научной литературе.[1] Как показывает результат анализа правоприменительной практики, пользователь объектами животного мира и лесопользователь, собственник или владелец территории, акватории, на которых обитают объекты животного мира, - это обычно разные лица. В таком случае лицо, которое владеет или пользуется необходимой территорией, акваторией, может создать препятствия к осуществлению права охотпользователя по использованию объектов животного мира. В целях предотвращения злоупотребления правом законодатель в ст. 37 ФЗ «О животном мире» предусмотрел гарантию для охотпользователя в форме согласования органом исполнительной власти субъекта РФ условия о платности или бесплатности предоставления территории, акватории с собственником земли, землевладельцем, владельцем лесного фонда на указанной территории, а также со специально уполномоченным государственным органом управления и использования водного фонда. Таким образом, законом установлена возможность использования недвижимого имущества указанной категории лиц при осуществлении долгосрочного пользования животным миром. Но в законодательстве РФ не закреплены форма проводимого согласования и субъект, в интересах которого оно проводится. При этом следует согласиться с мнением К.И. Скловского, указывающего, что для возникновения у третьих лиц права охоты на определенной территории необходимо либо согласие собственника земельного
участка, на котором ведется охота, либо установление публичного сервитута нормативным актом.[2] Это связано, прежде всего, с тем, что возможность по использованию чужого недвижимого имущества во время осуществления охоты ограничивает реализацию прав собственника, пользователя и (или) владельца данного недвижимого имущества. Е. Суханов определяет три основные группы ограниченных вещных прав, традиционно выделяемых цивилистами:
Нормы права, входящие в первую подгруппу, используются при регулировании отношений, возникающих при предоставлении объектов животного мира в долгосрочное пользование, и являются предметом настоящего исследования. Основываясь на критерии объекта ограниченного вещного права, он разбивает рассматриваемую подгруппу еще на ряд подгрупп, где выделяет в самостоятельную подгруппу право по использованию чужих земельных участков и других природных ресурсов (земельные, водные, лесные и градостроительные сервитуты, а также права пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования). Понятие «сервитут» произошло от лат. servitus — служение вещи.172 В гражданском праве под сервитутом понимают право пользования чужой вещью в известном ограниченном отношении.[4] Рассматриваемый институт отсутствовал в законодательстве СССР. В связи с чем сервитут исследовался лишь как историческое наследие Римского права в рамках учебного курса «Римское право».[5] После принятия Конституции РФ, закрепившей многообразие и равноправие различных форм собственности, в том числе и на землю, законодатель обратился к сервитуту как средству регулирования общественных отношений. Законодательное закрепление в Российской Федерации сервитут получил впервые в Гражданском кодексе РФ, после чего сервитут как гражданско-правовой институт российского права стал предметом диссертационного исследования ряда авторов[6] и предметом нескольких публикаций в печати.[7] В связи со спецификой настоящего исследования рассмотрим использование сервитута как гражданско-правового института при предоставлении в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Положением ст. 216 ГК РФ сервитуты отнесены к числу ограниченных вещных прав. Содержание и особенности установления и прекращения сервитутов раскрываются в ст. 274—277 ГК РФ. Пунктом 1 ст. 274 ГК РФ сервитут определяется как принадлежащее собственнику недвижимого имущества право ограниченного пользования соседним участком другого собственника. Соответственно, для сервитута характерно наличие двух земельных участков (соседних участков), принадлежащих разным собственникам, когда один земельный участок (зависимый) служит тем или иным образом собственнику другого земельного участка (господствующего), причем эти земельные участки - соседские. В юридической литературе выделяется ряд характерных признаков сервитута:
180
Для законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок установления и защиты сервитута, характерно применение норм, содержащихся в нормативно-правовых актах различных отраслей законодательства. Так, регулирование данного гражданско-правового института происходит наряду с Гражданским кодексом РФ посредством применения ст. 23 Земельного кодекса РФ, определяющей земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком;[8] ст. 21 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 № 22-ФЗ;[9] ст. 43 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 № 167-ФЗ[10] и ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - ФЗ «О государственной регистрации»),[11] рассматривающими сервитут как обременение других вещных прав (права собственности, владения, постоянного пользования) на недвижимое имущество. Некоторые авторы, например JT.B. Щенникова, приводят это свойство Российского законодательства в качестве отрицательного момента в законодательном регулировании 1 ос сервитутов. Данное утверждение представляется весьма обоснованным, ведь при таком положении отсутствует единообразное регулирование и применение сервитута в различных сферах общественных отношений. Сложившуюся ситуацию следует отнести к издержкам формирования нового российского законодательства. Думается, что они будут устранены в ходе законодательной деятельности и развитии правоприменительной практики сервитута. [1] Хаустов Д.В. Публично-правовые договоры как особый инструмент государственного регулирования природопользования. - М., 2003. — С. 98. [2] Скловский К.И. Проблемы, возникающие при заключении договоров о предоставлении охотничьих угодий // Законодательство. - 2002. — № 10. [3] Суханов Е.А. Ограниченные вещные права // Хозяйство и право. - 2005. -№1.-С. 8 1 6 Гражданское право: Учебник. Т. 1. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 2004. - С. 546. [5] Римское право/ А.И. Косарев-М., 1986.-С. 65. l7!i Дерюгина Т.В. Гражданско-правовое регулирование института сервитута в России // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Волгоград, 2002; Бирюков А. А. Сервитуты в российском гражданском законодательстве // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Ставрополь, 2004. [7] Корсунова А.С. Ограничения права собственности на землю // Закон. Ограничение права собственности. - 2003. - № 11. - С. 57-62; Долинская В.В. Ограничения права собственности: понятие и виды // Закон. Ограничение права собственности. - 2003. - № 11. - С. 3-10. [8] Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147. [9] Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 5. - Ст. 610. [10] Собрание законодательства РФ. - 1995. -№ 47. - Ст. 4471. [11] Собрание законодательства РФ. - 1997. -№ 30. - Ст. 3594.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/450502.html |
|