Быстрый переход к готовым работам
|
РАЗВИТИЕ ОПЫТНО-ИНТУИТИВНОЙ БАЗЫ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ГЕОМЕТРИИСогласно типологии учебных исследований, полученной нами выше, на начальных стадиях обучения геометрии, когда учащиеся еще не имеют достаточного запаса геометрических представлений, когда они еще не владеют соответствующей геометрической терминологией, представляется важным не обучение школьников технике учебного исследования и даже не овладение детьми исследовательскими умениями, а формирование специфического подхода к рассмотрению геометрических ситуаций, к анализу соотношений, заданных ими. Специфику этого подхода составляют два важных интеллектуальных качества: 1) умение изменять заданную геометрическую ситуацию для получения таких соотношений, которые позволили бы решить поставленную задачу; 2) умение замечать (видеть, предвидеть) геометрическую сущность результата изменений в заданной геометрической ситуации. Опытная (экспериментальная) деятельность школьников с объектами, задающими геометрическую ситуацию, как нельзя лучше позволяет формировать оба из названных выше качества. Заметим, что наблюдение и опыт - методы, используемые, в частности, в экспериментальных естественных науках. Математика не является экспериментальной наукой и, следовательно, опытные подтверждения не могут служить достаточным основанием истинности ее предложений. Это, несомненно, верно, если говорить о математике как о дедуктивной теории, то есть по существу об одной ее форме. Но она имеет еще две фазы: предшествующую дедуктивной теории- фазу накопления фактов ( опытную, интуитивную) и следующую за ней фазу приложений. Эти две фазы не менее важны в обучении, чем сама дедуктивная теория, первая - для понимания этой теории, вторая - для ее оправдания (86). Опыт (или эксперимент) - это такой метод изучения объектов и явлений, посредством которого вмешиваются в их естественное состояние и развитие, создавая для них искусственные условия. Опыт всегда связан с наблюдением. Наблюдение и опыт в обучении математике направлены на создание специальных ситуаций и представляют учащимся возможность извлечь из них очевидные математические истины.
Болыпую роль в математике играет также и интуиция. С точки зрения А. Энштейна, интуитивные процессы - это собственно творческий компонент исследовательской деятельности. Логические рассуждения сами по себе не всегда обеспечивают возможность создать нечто новое. Интуицию надо понимать как догадку, базирующуюся на знаниях и личном опыте. Основой интуитивного подхода к решению любых проблем как в творчестве ученика, так и в творчестве ученого является накопление определенного фонда знаний и овладение опытом творческой деятельности на основе нахождения многообразных способов решения задач, в том числе задач большой психологической трудности, связанной с необходимостью открытия неожиданных интуитивных решений. Разрабатывая методику преподавания геометрии в средней школе, многие педагоги-математики (А.М. Астряб, Г.Д. Глейзер, П.А. Карасев, А.М. М< Пышкало, И.Ф. Шарыгин и др.) придерживаются мнения о необходимости введения до систематического изучения геометрии подготовительного курса наглядной геометрии, обучение которому следует начать с начальных классов. Это объясняется тем, что дети проходят первые классы пгколы в возрасте, когда развивается острота зрительных впечатлений и обостряется интерес к наблюдениям над предметами и явлениями окружающей жизни. Поэтому метод интуитивного и непосредственного опытного усвоения геометрических законов, тесно связанный с практикой построения и измерения геометрических форм, более отвечает особенностям детской психики с ее остротой восприятия, с активным воображением, с памятью, главным образом, моторного * и зрительного типа, с повышенным интересом ко всякого рода зрительным впечатлениям, с потребностью растущего детского организма в движениях и осязательных впечатлениях, но еще со слабо развитым логическим мышлением, Такой путь ознакомления с началами геометрии при помощи интуиции и опыта дает возможность накопления и первого обобщения геометрических сведений. При этом все педагоги единодушны в том, что изучение наглядной Ь геометрии должно быть активным, т.е. как отмечал еще А.М. Астряб, надо все время стремиться воспитывать у учеников творческое воображение, приучать их к самодеятельности, к самостоятельному измерению необходимых величин, к самостоятельному исследованию полученных результатов. Ученики должны приучаться не только смотреть на изучаемую геометрическую форму, но и уметь сознательно анализировать ее, подмечать сходство и различие ее элементов по сравнению с элементами других форм (15). Естественно полагать, что целенаправленное развитие и умения наблюдать, и умения изменять заданную геометрическую ситуацию возможно осуществлять на основе специальных математических упражнений. Объединение I* таких упражнений в целостные тренинги еще больше повысит их развиваю щий эффект.
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/311128.html |
|