У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Понятие и виды полномочий государственных органов по надзору и контролю

В теории государства и права под реализацией полномочий
государственных органов принято понимать издание этими органами от
имени     государства     юридически     обязательных     нормативных          и

индивидуальных актов, осуществление ими надзора и контроля за строгим и неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, обеспечение защиты этих требований от нарушений путем применения установленных законодательством мер, в том числе в необходимых случаях и мер государственного принуждения.1 Государственный надзор и контроль является одним из видов проявления государством властных полномочий. Из приведенного определения государственно-властных полномочий можно сделать вывод о том, что они включают в себя совокупность мер, которые

См.: Марченко M.H. Теория государства и права. Учебник.-М., ООО « Издательство Проспект», 2006. С. 345

95

 

может    использовать     соответствующий    государственный     орган    для выполнения возложенных на него функций.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудовых прав работников является одной из функций государства. В ст. 2 Конституции РФ107 права и свободы человека и гражданина провозглашены высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита отнесены к обязанностям государства. В ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина названы непосредственно действующими108, они должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Сказанное в полной мере относится к правам и свободам человека и гражданина в сфере труда. Органы государственного надзора и контроля осуществляют свою деятельность, реализуя функции исполнительной власти и органов прокуратуры. Поэтому смыслом и содержанием их деятельности является защита прав и свобод человека и гражданина. Применительно к теме исследования сказанное означает защиту трудовых прав, и законных интересов физических лиц, вступивших или имеющих намерение вступить в трудовые отношения. Следовательно, деятельность государственных органов по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права должна быть подчинена перечисленным конституционным требованиям, что предполагает защиту прав и свобод человека и гражданина при ее осуществлении. В связи с изложенным, на наш взгляд, полномочия перечисленных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением норм трудового права, могут быть определены как совокупность мер, которые эти органы могут использовать для защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере труда. Применение этих мер предполагает соответствующее процессуальное   оформление,   что   позволяет   признать   государственный

См.:Конституция Российской Федерации( принята на всенородном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета. 1993.25 декабря. 108 См.: Там же.

96

 

надзор и контроль не только способом, но и процессуальной формой защиты трудовых прав работников.

Полномочия государственных органов, надзора и контроля можно классифицировать в зависимости от того, в каких отношениях они могут быть реализованы. Очевидно, что данные полномочия могут быть реализованы в отношениях различной предметной принадлежности. В частности, в отношениях, входящих, в предмет административного права, а также в отношениях по надзору и контролю, которые в ст.1 ТК РФ1 включены в предмет трудового права109. На наш взгляд, можно выделить следующие особенности полномочий государственных органов, реализуемых в административных отношениях.

Во-первых,      данные      полномочия      реализуются      по      усмотрению
соответствующего   государственного   органа,   поэтому   административные
отношения возникают исключительно по волеизъявлению этого органа.
Во-вторых,     субъектами    этих    отношений    являются         полномочный

государственный, орган и представители работодателя, привлекаемые к административной ответственности.

В-третьих, содержанием этих отношений является право государственного органа на привлечение представителя работодателя к административной ответственности, а> также обязанность представителя работодателя нести бремя неблагоприятных последствий за административное правонарушение. В-четвертых, основанием прекращения этих отношений являются истечение срока привлечения к административной ответственности, а также исполнение постановления об административном взыскании.

В-пятых, данные полномочия имеют собственное' процессуальное оформление в виде протокола и постановления - об- административном правонарушении. Данными актами может быть установлен факт административного нарушения.

См.: Скачкова Г.С.Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации(постатейный)-М.,2007.С.5-6.

97

 

В свою очередь полномочия, реализуемые в отношениях по государственному надзору и контролю, входящих в предмет трудового права, имеют такие особенности: 1) они возникают по инициативе работников, их полномочных представителей, которые могут предоставить государственному органу достаточные сведения для выдачи предписания об устранении нарушений трудовых прав работников без проведения дополнительной проверки. Только в исключительных случаях указанные отношения могут возникнуть по- инициативе государственного органа в защиту публично-правовых интересов, то есть неопределенного круга работников; 2) субъектами этих отношений являются' не только государственный орган и полномочные представители работодателя, но и работники и их полномочные представители, права которых должны быть восстановлены; 3) содержанием, указанных отношений являются права работников; их полномочных представителей- и корреспондирующие им обязанности государственного органа и работодателя .по устранению нарушений норм трудового права; 4) прекращение рассматриваемых отношений связано с фактом устранения нарушений трудовых прав, работников; 5) принятие государственным органом мер по их устранению не ограничено сроком; 6) названные полномочия имеют самостоятельное процессуальное оформление в виде правоприменительного акта об устранении нарушений трудовых прав работников. Диссертант полагает, что реализация данных полномочий имеет процессуальное оформление. Доказательством тому служит содержание ст. 109 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ11 , который вступил в законную силу с 1 февраля 2008 года. В этой норме предусмотрено исполнение актов надзорно-контрольных органов об административном приостановлении деятельности работодателя по правилам исполнительного производства.      Следовательно,      указанные      акты      должны      иметь

110 См.: Федеральный закон от 02.10.2007.№229-ФЗ «Об исполнительном производстве»//СЗ РФ.2007.№41.Ст.4849.

98

 

соответствующее процессуальное оформление с целью реализации по правилам исполнительного производства.

Полномочия государственных органов по надзору и контролю за соблюдением трудовых прав работников перечислены в нормативных правовых актах, регламентирующих их деятельность. На наш взгляд, перечень полномочий государственных органов по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права, имеющийся в действующем законодательстве, не является исчерпывающим. Органы государственного надзора, исходя из приоритета прав и свобод человека и гражданина, могут применять любые не запрещенные законодательством меры с целью защиты трудовых прав работников, например, по ходатайству работника, обратившегося в суд, может быть- проведена экспертиза органом государственного надзора за соблюдением норм трудового права. Результаты такой экспертизы могут стать доказательством по гражданскому делу. Заключение государственного органа по надзору и контролю может быть положено в основу судебного решения о восстановлении нарушенных прав работника. Очевидно, что в данном случае государственный орган надзора и контроля выступает в защиту трудовых прав работников, используя-полномочия, которые прямо не предусмотрены в нормативных правовых актах, регламентирующих его деятельность. Однако применение этого способа защиты трудовых прав не противоречит законодательству. Следовательно, конституционный смысл и содержание деятельности органов исполнительной власти и прокуратуры по восстановлению трудовых прав работников, при осуществлении ими государственного надзора и контроля позволяет применять полномочия, которые прямо не предусмотрены в законодательстве, но их применение не противоречит его содержанию. Сказанное, по нашему мнению, позволяет классифицировать полномочия государственных органов по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права в зависимости от того, закреплено ли соответствующее полномочие   в   содержании   действующего    законодательства   или    оно

99

 

применяется в силу того, что может быть признано необходимым для восстановления нарушенного права работника способом, использование которого не противоречит законодательству. В связи с изложенным могут быть выделены следующие виды полномочий государственных органов по надзору и контролю за соблюдением трудовых прав работников: 1) полномочия, прямо предусмотренные законодательством; 2) полномочия, применение которых не противоречит законодательству. Однако следует заметить, что полномочия второго вида могут, быть применены исключительно для достижения конституционно значимых целей, то есть ДЛЯ' обеспечения непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина в сфере труда.

Полномочия государственных органов по надзору и контролю за соблюдением норм, трудового права могут быть правотворческими и правоприменительными. Реализация правотворческих полномочий предполагает издание нормативных правовых актов, которые распространяются на неопределенный круг лиц. Правотворческими полномочиями обладают Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор), органы государственного санитарно -эпидемиологического надзора, находящиеся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Надзор и контроль за соблюдением требований этих актов могут осуществлять органы, издавшие данные акты, а также ' другие государственные органы, обладающие соответствующими полномочиями, в частности, государственная инспекция труда, органы прокуратуры.

Реализация правоприменительных полномочий- предполагает издание правоприменительных актов об устранении нарушений трудовых прав конкретных работников, а в ряде случаев и правоприменительных актов о недопустимости    неправомерного    поведения    в    будущем.    Исполнение

100

 

правоприменительных  актов   контролируется   органами,   которые   выдали такие акты работодателю.

 

Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/30558.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.